В рамках пресс-конференции «Рособрнадзор: предварительные итоги основного периода ЕГЭ» на площадке МИА «Россия сегодня» участники обсудили, какие предметы пользовались популярностью в этом году, каковы результаты экзаменов, сколько нарушений было зафиксировано, какое количество выпускников воспользовались правом пересдачи ЕГЭ и по каким предметам, как была организована итоговая аттестация в новых и приграничных регионах России.

Анзор Музаев, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, рассказал об основных результатах ЕГЭ:

  • Свыше 665 000 участников прошли ЕГЭ. Для сравнения: в прошлом году экзамен сдавали 630 тысяч школьников.
  • Пересдача государственного проходила в 2 дня. В Федеральном послании Владимир Путин предложил создать возможность для выпускников пересдавать экзамен по одному предмету с аннулированием первого результата. В этом году было подано 113 495 заявлений на пересдачу экзамена, из них 49,68% – это школьники, которые не набрали проходной балл, а 31,21% – те, кто получили за экзамен от 31 до 40 баллов. В первую очередь это связано с тем, что минимальный проход балл в вуз начинается с 35 баллов.
  • Вырос средний балл по математике, физике, биологии, химии и географии.

Анзор Музаев подчеркнул:

Чем выше средний балл по тому или иному предмету, значит, привлекательность при выборе его точно возрастает. В условиях импортозамещения нам необходимо, и это условие нашего суверенитета, готовить инженерные кадры в достаточном количестве, конечно, не может не радовать то, что в этом блоке у нас есть рост.

  • Увеличилось число школьников, получивших максимальный балл, по сравнению с 2023 годом: 100 баллов получили 8 691 человек, 200 баллов – 648 человек, 300 баллов – 42 человека, один выпускник набрал 400 баллов. В прошлом году по итогам основного периода 100 баллов набрали 7 084 человека, 200 баллов – 456 человек, 300 баллов – 17 человека. Увеличение количества среднего и максимального балла, с одной стороны, указывает на улучшение качества подготовки к экзамену. С другой стороны, это может свидетельствовать о том, что школьники по заданному алгоритму решают задания экзамена.
  • В августе этого года на широкую дискуссию по совершенствованию ЕГЭ соберутся эксперты, учителя-предметник, руководители профильных ассоциаций, депутаты, блогеры.

Анзор Музаев:

В этом году, учитывая всю ситуацию вокруг темы ЕГЭ, часто напряженную, мы проведем большие общественные слушания «Экзамен 2030». Это будет открытый диалог, где мы выслушаем все предложения и определим, какие изменения сможем внедрить до 2030 года.

Оксана Решетникова, директор Федерального института педагогических измерений, рассказала о результатах экзаменов и тенденциях.

Русский язык и литература

  • Несмотря на повышения сложности экзамена по русскому языку, результаты остались стабильными, с незначительным снижением на 1-2% по сравнению с предыдущим годом.
  • В литературе введение критериев оценки грамотности осложнило получение максимальных баллов. Доля высокобалльников (от 80 баллов) выросло на 25%, что свидетельствует о повышении грамотности школьников.

Обществознание

  • Обществознание остается одним из самых популярных предметов, с охватом около 60% выпускников.

Естественно-научные предметы

  • В биологии, химии и физике результаты демонстрируют положительные тенденции. Доля высокобалльников (от 80 баллов) составила 35% по биологии, 40% по химии и 30% по физике. Учащиеся лучше ориентируются в экспериментальных аспектах этих наук, несмотря на отсутствие практической части в ЕГЭ.
  • Реформа экзамена по физике, сделавшая его более понятным и структурированным, позволила большему числу учащихся продемонстрировать высокие результаты – на 7% больше высокобалльников по сравнению с 2023 годом, при этом сохранив долю тех, кто испытывает трудности, на уровне 15%.

В заключение Оксана Решетникова отметила:

Результаты ЕГЭ важны для школ, но всё большее значение приобретает самостоятельная и интеллектуальная деятельность учеников. Мы будем совершенствовать задания, акцентируя внимание на мышлении, а не на простом воспроизведении информации.