По мере того, как мы сталкиваемся с насущными глобальными проблемами, связанными с продовольственной безопасностью и устойчивым развитием, становится всё более очевидным, что внедрение современной научной, биотехнологической, компоненты в сельскохозяйственное образование в наших учебных заведениях имеет решающее значение.

Несмотря на его жизненно важную роль в жизни человека, многие молодые люди сегодня оторваны от сельскохозяйственных практик и не идут в эту сферу, считая ее низкооплачиваемой, «неблагодарной» до признания самих специалистов и ученых. Российская аграрная сфера стоит перед значительными вызовами и возможностями развития. На основе предоставленной информации можно выделить ключевые аспекты стратегии развития отрасли.

Модератором сессии выступила Елена Хлесткина, руководитель научного направления «Биология и биотехнология растений» Научно-технологического университета «Сириус»,
директор Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова (ВИР).

По итогам сессии Елена Хлесткина отметила для НОП:

Сегодня мы старались показать в первую очередь уже существующие кейсы взаимодействия бизнеса и науки в плане развития кадрового потенциала аграрной отрасли. На данный момент выстраиваются новые коллаборации и консорциумы, реализуются отдельные проекты в инициативном порядке, а также более системно и планово осуществляются меры, которые предлагаются государством. И главная в этой части – федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства до 2030 года, в которой как раз никакие проекты не могут без реализованы без взаимодействия с наукой и без включения образовательных компонентов. Я считаю, что если таких механизмов, подобных программ для развития совместных проектов будет больше, это и приведёт к наполнению аграрной отрасли высококвалифицированными научными кадрами.

Приоритетные направления

Как отметила Анжела Асатурова, директор Федерального научного центра биологической защиты растений, грантополучатель РНФ, в федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 2017–2030 годы определены три ключевых направления развития, среди которых особое внимание уделяется следующим аспектам:

  1. Отсутствие законодательной базы и необходимость создания регулирующего механизма для запуска и развития инновационного бизнеса в аграрной сфере.
  2. Активное формирование системы дополнительного образования, учитывая критическую нехватку специалистов в области защиты растений.
  3. Развитие научно-технологических площадок будущего с целью создания платформы для бизнеса.

Кадровый потенциал

  • Существует только один факультет по защите растений в стране – в Кубанском государственном аграрном университете.
  • Острая нехватка специалистов по профессиям, таким как агроном и другим в той же сфере.
  • Необходимость масштабных усилий по подготовке кадров.

Перспективы развития

Реализация предложенной стратегии может привести к следующим результатам:

  • Создание современных научно-технологических площадок, способствующих инновациям в аграрной сфере.
  • Улучшение экспертности в ключевых областях аграрного сектора.
  • Активизация взаимодействия между научным сообществом и бизнесом.

Интеграция науки и экономики

Магамедгусейн Агаханов, директор Волгоградской опытной станции – филиала Всероссийского института генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова, подчеркивает важность интеграции научных достижений и экономического развития. Он отмечает, что только там, где наука и промышленное развитие тесно взаимосвязаны, страна может считаться действительно развитой. Это ключевой момент, который указывает на необходимость создания условий для эффективного сотрудничества между научными учреждениями и бизнесом.

Проблема кадрового голода

Магамедгусейн Агаханов обращает внимание на острую проблему кадрового голода в сфере агротехнологий, которую все же можно решать. Он сообщает, что уже полтора года как половина сотрудников его организации составляет менее 30 лет.

Это может быть как положительным фактором (молодой и энергичный коллектив), так и вызывать определенные проблемы (недостаток опыта).

Меры по привлечению молодых кадров

Для решения проблемы кадрового голода Магамедгусейн Агаханов предлагает следующие меры:

  1. Развитие лабораторной базы и технологического оборудования.
  2. Активная работа со студентами, включая их в реальные проекты.
  3. Создание условий для карьерного роста молодых специалистов.

Практическое применение и решение задач

  • В сельскохозяйственном образовании всё больше внимания уделяется практическому опыту и решению реальных задач.
  • Студентам необходимо научиться быстро собирать и разбирать сложные системы, что отражает динамичный характер современного сельского хозяйства.
  • Эффективное сельскохозяйственное образование в настоящее время предполагает партнёрство между учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами и представителями отрасли.
  • Такое сотрудничество позволяет развивать более актуальные и применимые на практике знания и навыки.
  • Образовательные программы должны готовить студентов к новым ролям в сфере агротехнологий и устойчивого развития.

Марк Гехт, управляющий партнер компании RUSEED

Наука и бизнес должны работать как единый организм, чтобы обеспечить устойчивое развитие сельского хозяйства. Мы в RUSEED создали селекционный блокчейн, который не только интегрирует научные достижения в коммерцию, но и гарантирует безопасность и устойчивость процесса. Важно, что в России уже есть все необходимые разработки, и мы движемся в верном направлении. Совместно с вузами мы делаем агросектор привлекательным для новых кадров, а наш агробиотехнопарк в Адыгее станет площадкой для ускорения научных инноваций. Наша основная цель — обеспечить технологический суверенитет страны и продвигать импортозамещение в сельском хозяйстве.

Будущее сельскохозяйственного образования лежит на пересечении традиционных знаний в области сельского хозяйства и современных технологических достижений. Приняв это во внимание и соответствующим образом перестроив образовательные подходы, мы сможем подготовить специалистов, способных решать сложные задачи, стоящие перед глобальными продовольственными системами. Эта трансформация требует согласованных усилий преподавателей, политиков и лидеров отрасли для создания целостного, перспективного видения сельскохозяйственной сферы, которое подготовит студентов к реалиям сельского хозяйства и производства продуктов питания в XXI веке.

Подробнее об участниках и трансляции на сайте.