Кадры – взрывные изменения
Под председательством президента Владимира Путина прошло заседание Госсовета с повесткой дня «О подготовке кадров для экономики РФ».

Глава государства особо обратил внимание на революционные изменения, которые искусственный интеллект вносит и в экономику, и в подготовку кадров:
Значительно увеличится спрос на отдельные специальности и специалистов высшего уровня. В то время как искусственный интеллект будет постепенно заменять работников начальных ступеней, в том числе креативного и даже интеллектуального труда <…> создавать новые рабочие места – такие, которые требуют умения ставить задачи и работать с данными, обладать инженерным мышлением, брать на себя ответственность.
Президент отметил те области, где будут все более востребованы высококвалифицированные кадры:
Это обрабатывающая промышленность, в том числе высокотехнологичные производства, деятельность в области информации и связи, образование то же самое, профессиональная, научная, техническая деятельность.
Нужно особое внимание уделить подготовке отраслевых специалистов в высшей школе:
Надо уделять внимание развитию вузов, которые готовят кадры для ключевых сфер: энергетика, транспорт, сельское хозяйство, строительство, культура, здравоохранение. Обсуждать и готовить новые программы развития для таких вузов в тесной связке Минобрнауки с отраслевыми министерствами, профильными предприятиями и бизнесом.
Губернатор Калужской области, председатель комиссии Госсовета «Кадры» Владислав Шапша говорил о многом, в частности о комплексе решений, которые охватывают три временных горизонта:
Краткосрочный период, в котором критически важно оперативно перераспределить трудовые ресурсы в пользу высокопроизводительных проектов, организовать ускоренное переобучение, адаптацию кадров под конкретные нужды работодателей. Отмечу, что соответствующие меры заложены в плане структурных изменений в экономике до 2030 года и находят полную поддержку регионов.
Среднесрочный период, который требует фундаментальной перезагрузки систем среднего и высшего профессионального образования. И здесь наша цель – максимально сблизить запросы экономики с программами подготовки, обеспечить массовый и целенаправленный выпуск профессионалов, способных решать задачи национального развития.
И долгосрочная перспектива, где, как Вы справедливо отметили, Владимир Владимирович, предстоит обновить образовательные стандарты, сделав ставку на цифровую грамотность, на гибкие навыки, на культуру непрерывного обучения в течение всей жизни.
Владислав Шапша кратко суммировал все предложения следующим образом: это кадровый щит как основа национального технологического суверенитета.
Губернатор Красноярского края, председатель комиссии Госсовета «Технологическое лидерство» Михаил Котюков рассказал о том, что требуется серьезная перезагрузка системы подготовки кадров:
Чтобы подготовить специалистов, которым предстоит сначала эти продукты ставить на конвейер, а затем уже делать их предметом обычных промышленных технологий, эксплуатировать, нужно радикально менять систему подготовки и постоянной переподготовки соответствующих кадров. Это коснётся сегодня и сферы научных исследований, опытно-конструкторских работ, а также задач сервисного обслуживания и промышленной эксплуатации различных машин и оборудования.
Рубеж 2030-го года с точки зрения кадрового обеспечения, как отметил Михаил Котюков, – это работа с молодыми специалистами и студентами старших курсов ведущих университетах. Желательна комбинированная подготовка: база – в вузе, практика – в корпоративном секторе. А инженеры будущего – сейчас вообще учатся в средних классах.
Михаил Котюков привлек внимание к тому, что необходимо системно интегрировать вокруг задач технолидерства все те возможности, что открывает госпрограмма Научно-технологического развития: молодежные лаборатории, студенческие конструкторские бюро, ПИШ, научные центры [и научно-образовательные центры] мирового уровня, программы создания НПО, развития кампусов университетов и академических организаций.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко напомнил о новых механизмах выстраивания связки вуз – работодатель:
Более 70 процентов бюджетных мест распределено именно в региональные вузы, и в соответствии с Вашим поручением мы не только опираемся на кадровый прогноз при планировании контрольных цифр приёма, но и формируем новый механизм прямого государственного заказа на кадры.
О распределении (даже президент перестал называть его «наставничеством») в медицине Дмитрий Чернышенко сказал очень мягко – требуется привлекать работодателей к оказанию поддержки студентам-целевикам. Но вместе с тем, выразился он оптимистично:
Механизм целевого обучения, на который мы серьёзно рассчитываем, пока не стал комплексным инструментом решения кадровых задач, за исключением отрасли здравоохранения.
По итогам дискуссии самым радикальным сторонником скорейших изменений в системе подготовки кадров для экономики оказался как раз сам президент Владимир Путин. Свое место заняла и отсылка к «кнопке-ИИ». И свою Администрацию он призвал разослать по участникам заседания проект перечня поручений. И вздохнул тяжеловато, высчитывая, когда можно получить ответную реакцию от ФОИВов и регионов – срок был в итоге поставлен до конца января.
Фото: Сергей Бобылёв, ТАСС