Низкий порог входа и адаптивность: как облачные платформы упрощают обучение программированию и анализу данных

1. Актуальность обучения ИТ-навыкам
Современный рынок труда требует уверенного владения цифровыми технологиями. В условиях ускоренной цифровизации ИТ-навыки становятся обязательными не только для программистов и аналитиков данных, но и для специалистов в самых разных областях — от медицины до менеджмента. Владение ИТ-компетенциями не только повышает конкурентоспособность сотрудника, но и позволяет ему претендовать на более высокую зарплату. Спрос на специалистов, имеющих навыки работы с искусственным интеллектом, также продолжает расти.
В ответ на эти вызовы в российских вузах активно внедряются новые программы по обучению ИТ, а также увеличивается количество бюджетных мест на технологические специальности. Это часть национального проекта «Цифровая экономика», который направлен на развитие кадрового потенциала страны. Одной из ключевых инициатив стала программа «Цифровые кафедры», благодаря которой студенты могут получить дополнительную квалификацию в ИТ наряду с основным образованием. Такие программы запущены уже более чем в ста вузах России.
Чтобы обеспечить студентов необходимыми навыками для работы в цифровой экономике, вузам необходимо организовать качественное и эффективное обучение IT-дисциплинам. Однако традиционные методы обучения, требующие установки и настройки программного обеспечения на локальных компьютерах, не всегда отвечают современным требованиям. Для решения этих задач всё чаще применяются облачные платформы, которые позволяют организовать учебный процесс быстрее, удобнее и с меньшими затратами. Рассмотрим, как облачные решения упрощают обучение программированию и анализу данных.
2. Почему облачные решения заменяют компьютерные классы
Традиционно для обучения программированию и аналитике данных использовались компьютерные классы или личные ноутбуки студентов с заранее установленными средами разработки. Однако этот подход сопряжен с рядом проблем:
● Настройка программного обеспечения требует времени и знаний, что может снизить интерес студентов к обучению на начальном этапе.
● Компьютерные классы требуют значительных затрат на оборудование и его обслуживание.
● Использование личных ноутбуков учащихся не всегда позволяет создать одинаковые условия для всех студентов, что затрудняет проведение курсов.
Облачные платформы устраняют эти трудности. Они позволяют студентам и преподавателям получить доступ к мощным вычислительным ресурсам и готовым к использованию средам разработки через веб-браузер. Это значительно упрощает организацию учебного процесса и снижает порог входа для новых пользователей.
Одной из облачных платформ, разработанных для преподавания ИТ-дисциплин, является SimBA (Simulation Platform for Business Analytics and Big Data). Она предоставляет студентам и преподавателям удобные инструменты для работы с большими данными, упрощая процесс обучения и избавляя от технических сложностей. Далее мы расскажем о ключевых возможностях и преимуществах этой платформы, которые делают ее востребованной в образовательной среде.
3. Как SimBA снижает барьеры в обучении ИТ-навыкам
Платформа SimBA — это уникальный продукт от разработчиков ВТБ Образования. SimBA позволяет студентам обучаться работе с передовыми инструментами для анализа данных и программирования, не устанавливая ничего на свои компьютеры. Вся необходимая среда разработки доступна через браузер, что избавляет студентов от сложных настроек и проблем с совместимостью программного обеспечения.
Что есть на платформе? Во-первых, удобный интерфейс Jupyter Notebook, который позволяет студентам писать код и моментально видеть результаты его выполнения. Во-вторых, SimBA предлагает девять специализированных сред с необходимыми библиотеками и фреймворками для решения различных учебных задач — например, тренировки навыков программирования на Python, работы с большими данными с применением Apache Spark или изучения экосистемы языка R. В-третьих, SimBA интегрируется с внешними бизнес-системами и хранилищами данных, что позволяет студентам работать с реальными данными и решать прикладные задачи, которые пригодятся им в будущей карьере.
Одним из важных технических решений, реализованных в SimBA, является контейнеризация. Контейнеры содержат все необходимые библиотеки и фреймворки, что значительно ускоряет процесс подготовки учебных материалов и лабораторных заданий. Кроме того, контейнеризация обеспечивает гибкость среды, позволяя преподавателям добавлять новые фреймворки под конкретные образовательные задачи. Это особенно полезно в условиях, когда необходимо выстроить учебные программы под разные уровни подготовки студентов — от базовых курсов по программированию до продвинутых проектов по анализу данных и машинному обучению.
SimBA также отличается простотой настройки и управления доступом для пользователей. Платформа может быть интегрирована с уже существующими системами авторизации, такими как Active Directory. Это упрощает процесс администрирования и управления правами пользователей, обеспечивая удобный и безопасный доступ к учебным материалам и данным.
SimBA использует облачные ресурсы, которые могут легко масштабироваться в зависимости от потребностей учебного процесса. В моменты пиковых нагрузок — например, во время сессий или при выполнении больших проектов — можно быстро добавить необходимые вычислительные мощности. После завершения курса ресурсы автоматически освобождаются, что помогает эффективно управлять затратами и ресурсами вуза.
4. Примеры использования SimBA в образовательном процессе
Платформа SimBA уже доказала свою эффективность в ряде российских университетов, включая Высшую школу менеджмента СПбГУ, Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова и Московский государственный институт международных отношений (МГИМО). Она помогает преподавателям и студентам быстро осваивать инструменты программирования, анализа данных и работы с искусственным интеллектом. Благодаря облачному развертыванию и готовым средам разработки SimBA снижает порог входа и делает обучение цифровым навыкам доступным для студентов с любым бэкграундом.
В Высшей школе менеджмента СПбГУ SimBA используется для преподавания всех технологических дисциплин магистерской программы «Бизнес-аналитика и большие данные» (MiBA), а также лежит в основе нового AI-трека, который расширяет возможности программы за счет интеграции современных инструментов искусственного интеллекта в учебный процесс.
На выходе у студентов формируются навыки анализа и визуализации данных, работы с искусственным интеллектом и его интеграции в продукты и бизнес-процессы. В процессе обучения также применяется новая разработка создателя платформы SimBA Василия Гаршина — инструмент на базе Open WebUI, объединяющий большие языковые модели (YandexGPT, Qwen, Llama) и механизм RAG и работающий в безопасной среде Yandex Cloud. С его помощью пользователи могут формировать собственные базы знаний и напрямую «общаться» с ними через ИИ.
В ВШМ СПбГУ SimBA также используется в курсах бакалавриата, направленных на развитие цифровых компетенций студентов. Более 1000 пользователей работают на платформе, реализуя учебные проекты и исследовательские задачи.
В МГТУ им. Г. И. Носова платформа применялась в рамках новой дисциплины «Большие данные в цифровой экономике» для студентов третьего курса. SimBA позволила запустить курс без привлечения ИТ-специалистов и без развертывания локальной инфраструктуры: студенты сразу приступали к практике в готовой среде, уже настроенной для работы со Spark, Hadoop и СУБД. Благодаря платформе преподавателю удалось сократить время на техническую подготовку и сосредоточиться на содержании лабораторных работ, а студенты получили удобный доступ к данным и проектам в едином рабочем пространстве.
5. Заключение
Платформа SimBA — яркий пример того, как современные облачные технологии могут упростить процесс обучения программированию и анализу данных, предоставляя студентам и преподавателям мощные инструменты без необходимости установки сложного программного обеспечения. Низкий порог входа, гибкость настроек и широкие возможности для командной работы делают ее универсальным решением для образовательных учреждений.
SimBA успешно заменяет традиционные компьютерные классы, предлагая облачную среду, которая масштабируется в зависимости от потребностей учебного процесса. Это не только экономит ресурсы, но и создает условия для эффективного и увлекательного обучения, позволяя студентам сосредоточиться на решении реальных задач и освоении передовых технологий. Внедрение таких платформ в учебный процесс помогает готовить специалистов, востребованных в разных сферах бизнеса и технологий, где работа с данными и искусственным интеллектом становится важной частью их профессии.