Социально-гуманитарное ядро: каким станет обязательный блок высшего образования в России

В пресс-центре «Россия Сегодня» прошла конференция «Переход к новой модели высшего образования в России: знания, имеющие мировоззренческое значение».
В российской высшей школе завершается формирование нового социально-гуманитарного ядра – комплекса дисциплин, который должен стать обязательным для всех направлений подготовки. Министерство науки и высшего образования рассматривает этот блок как ключевой элемент обновленной национальной модели, где фундаментальность, мировоззренческая связность и единые требования к качеству гуманитарного образования становятся нормой.
Заместитель министра науки и высшего образования Константин Могилевский заявил:
Мы не сводим происходящее к отказу от болонской системы. Речь идет о переходе к модели, которая сможет отвечать вызовам сегодняшнего и завтрашнего дня. Российская традиция высшего образования всегда держалась на фундаментальности, и каждый выпускник должен обладать широким гуманитарным кругозором.
Он подчеркнул, что этот принцип обязателен для всех специальностей – от технических до медицинских:
Мы видим ядро как набор из трех дисциплин – истории России, основ российской государственности и философии. Эти предметы позволяют формировать осознанный патриотизм, критическое мышление и задают минимум знаний, без которого невозможно считать высшее образование полноценным.
Новый блок должен обеспечить устойчивость студентов к информационным манипуляциям и способность отличать факты от вымысла.
Параллельно министерство увеличило объем курса истории России до 144 часов – это 80% контактных часов, ввело норму по доле контактных занятий и запустило переподготовку преподавателей. Константин Могилевский отметил:
Для новых курсов нам необходимо квалифицированное преподавание. Мы уже расширили кадровый состав на истории и основах российской государственности. То же потребуется сделать и для философии.
Исполняющий обязанности директора Института российской истории РАН Денис Гергилев описал подготовку учебника и концепции курса словами: Учебный процесс – это живой диалог академического и педагогического сообщества. В университете история не должна воспроизводить школьную программу. Она должна учить анализу, выявлению причинно-следственных связей, работе с информацией.
Денис Гергилев подчеркнул значение регионального компонента:
Невозможно полюбить Россию без понимания своей малой родины. История региона – важная часть формирования мировоззрения.
Руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин прокомментировал задачу создания курса «Основы российской государственности»:
В большинстве стран существует обязательный вводный курс, где студент знакомится с устройством государства, культурой и ключевыми мировоззренческими основаниями общества. В России такая необходимость назрела давно. Мы привлекли к разработке представителей практически всех гуманитарных дисциплин, чтобы выстроить целостное понимание человека, общества, культуры и политики.
Исполняющий обязанности декана философского факультета МГУ Алексей Козырев отметил:
Философия формирует мировоззрение и приобщает к большой культурной традиции. Сегодня важно определить оптимальный объем контактных часов и отказаться от подмены живого преподавания онлайн-курсами, которые хуже усваиваются. Учебник должен стать интеллектуальным собеседником, отражать мировые философские достижения и специфику российской традиции.
Проректор Тюменского государственного университета Игорь Чубаров подчеркнул отличие курса философии для профильных и непрофильных направлений: Философия для нефилософов – серьезный вызов. Она должна объединять фундаментальность, прикладные аспекты и ценностный блок. Это и методы научного знания, и этика искусственного интеллекта, и биоэтика. Российская философия не должна оставаться в роли дополнения к западноевропейской традиции. Она формирует самостоятельную парадигму.
Ядром станут три дисциплины: история России, основы российской государственности и философия.
Университетам предстоит обновление программ, развитие методик и дальнейшая подготовка преподавателей. Итоговая цель – согласованная система, которая объединяет знания об истории, государстве и человеке, формирует способность мыслить и позволяет выпускнику ориентироваться в сложной социальной реальности.
Министерство планирует завершить разработку ядра к 2027 году. Эксперты уверены, что изменения укрепят интеллектуальную среду университетов и сформируют поколение, способное использовать гуманитарные знания как инструмент понимания мира, а не как обязательный набор лекций.