Наставничество в России: запрос, опыт и системное развитие
На конференции в пресс-центре ТАСС, которая посвящена развитию наставничества, были представлены результаты масштабного исследования ВЦИОМ, инициированного Центром знаний «Машук».

Запрос на наставников: кто и зачем их ищет?
Антон Сериков, генеральный директор Центра знаний «Машук», привёл ключевые данные исследования:
44% жителей нашей страны говорят, что им нужен наставник. Среди молодежи этот показатель значительно выше – 68%. Это явно намного выше процента, нежели в целом у других жителей нашей страны.

При этом запрос на наставничество сильно варьируется в зависимости от места проживания: жители Москвы и Санкт-Петербурга проявляют большую активность, чем жители сёл.
Что касается сфер, где наставники наиболее востребованы:
В профессиональном развитии 65% жителей нашей страны нуждаются в наставнике. Но удивительно, что на втором месте – психоэмоциональная поддержка.
Молодежь также ищет наставников в сфере образования и построения семьи, а женщины чаще, чем мужчины, обращаются за помощью для гармонизации эмоционального состояния.
Кто становится наставником и каким он должен быть?
Константин Абрамов, генеральный директор ВЦИОМ, представил портрет реального и идеального наставника:
На первом месте – коллеги по работе (60%), затем родители (38%) и учителя (37%). Реальный наставник – это в основном человек старше самого опрашиваемого (94% случаев).
При этом для идеального наставника ключевыми качествами являются профессионализм (45%) и богатый жизненный опыт (22%).

Интересно, что сами педагоги, опрошенные на платформе «Неравнодушный человек», на первое место ставят коммуникативные навыки, а уже затем – профессиональную экспертность.
Законодательная база и государственная поддержка
Артем Метелев, председатель Комитета Госдумы по молодёжной политике, подчеркнул системный подход к развитию наставничества:
Мы уже приняли три закона по теме наставничества. Один из них – в Трудовом кодексе – закрепляет статус наставника и гарантии оплаты его труда.

Также он отметил, что концепция развития наставничества до 2030 года включает целевые показатели: 70% школ должны внедрить модель наставничества, а 10% детей – сойти с профилактического учёта благодаря помощи наставников.
Исторический контекст и этические основы
Ольга Васильева, президент Российской академии образования, напомнила о глубоких традициях наставничества в России:
Это древнейший способ передачи опыта, который не сводится только к обучению или воспитанию. Здесь ключевую роль играют личные качества наставника, его духовно-нравственные ориентиры.

Она также сообщила о разработке Этического кодекса наставника, включающего 15 принципов, среди которых – уважение к личности, преемственность и недопустимость аморального поведения.
Опыт вузов: наставничество как часть образовательной среды
Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС», поделилась практиками университета:
Мы ставим перед собой амбициозную цель – чтобы у каждого обучающегося был неформальный наставник. Это человек, с которым можно открыто говорить на самые сложные темы.

В университете активно развиваются программы адаптации, студенческие научные общества и клубы наставников, где студенты старших курсов помогают первокурсникам.
Молодежь в роли наставников: готовность и вызовы
Антон Сериков отметил растущий интерес молодежи к наставничеству:
43% россиян хотят быть наставниками, 14% уже ими являются. Среди молодых людей это желание выражено особенно сильно.
Артем Метелев добавил:
Это говорит о моральной зрелости современной молодежи и готовности брать на себя ответственность.
Желания недостаточно – нужна системная подготовка. Как отметил Антон Сериков:
Если даже опытные педагоги говорят, что им не хватает знаний в этом направлении, то молодёжь нужно учить быть наставниками.
Наставничество в России переживает этап активного возрождения. Оно востребовано не только в профессиональной сфере, но и как инструмент личностной поддержки.
Государство, образовательные учреждения и общественные организации объединяют усилия, чтобы создать условия для развития института наставничества. Однако ключевым остается вопрос качества подготовки самих наставников – только так можно обеспечить реальное влияние на развитие людей и общества в целом.