Скорость изменений, вызванная цифровой трансформацией и ИИ, требует принципиально новых подходов к подготовке специалистов. На фестивале IT CORE 2025 эксперты выделили ключевые тренды и стратегии, определяющие будущее кадрового потенциала России, особенно в высокотехнологичных отраслях, таких как Росатом.

Стратегическое видение: от узкого специалиста к мультикомпетентному творцу

Одной из центральных тем обсуждения стала эволюция роли специалиста. Уходит эпоха узкопрофильных экспертов, на смену приходит модель «мультикомпетентного» профессионала.

Андрей Лавров, генеральный директор АО «Гринатом», отметил:

«Мы верим в то, что человек через 5−10 лет не будет, условно, зафиксирован только на той позиции, на той специализации, которую он набрал при обучении. Они будут впервые совмещать практически все знания, иметь те знания, которые им позволят создавать более эффективные решения».

Этот подход находит отражение в корпоративной стратегии. Как отмечает Диана Сюняева, начальник управления цифровой стратегии Госкорпорации «Росатом», эффективность становится одним из главных приоритетов на ближайшее десятилетие. Это подразумевает создание среды, где сотрудники могут быстро осваивать смежные области и применять знания на стыке дисциплин.

Вызовы для системы высшего образования

Университеты оказались на передовой этих изменений. Им приходится адаптироваться к быстро меняющимся условиям, что порождает ряд системных вызовов.

Спикеры выделяют несколько ключевых аспектов для современного инженера:

  1. Фундаментальность и междисциплинарность: глубокое понимание физики и математики должно сочетаться с IT-компетенциями.
  2. Практическая подготовка: опыт МИФИ с дуальной системой образования, где студенты до 70% времени проводят на производстве, показывает, что это сокращает время адаптации до нуля.
  3. Гибкость образовательных программ: учебные планы должны меняться ежегодно, а не раз в пять лет, как это было раньше.
  4. «Мягкие навыки» (soft skills): коммуникация, работа в команде, критическое и креативное мышление становятся обязательными.

Проблема совместимости скоростей: ВУЗы vs. Корпорации

Одной из самых острых проблем является разрыв в темпах и методах работы корпоративного и академического секторов.

Решение видится в более тесной интеграции на этапе долгосрочного планирования подготовки кадров. Корпоративные наработки должны активнее проникать в университетские программы, а форматы обучения (например, магистратура на предприятии) – становиться более гибкими и ориентированными на бизнес-задачи.

Корпоративное образование: ориентация на бизнес-процессы

Корпорации пересматривают свои подходы к обучению, отходя от длительных отрывных курсов в сторону непрерывного, встроенного в рабочий процесс образования.

Андрей Лавров, генеральный директор АО «Гринатом», отметил:
«Я все-таки за то, что слияние [обучения и работы] должно происходить. Мы будем человека прокачивать дольше по времени, но это будет в рамках его бизнес-процесса, бизнес-задачи. Главная задача системы обучения – научить нас учиться самим».

Эта философия лежит в основе таких программ Росатома, как CASE LAB, где студенты с первых курсов погружаются в решение реальных производственных задач, а лучшие из них быстро трудоустраиваются.

Технологический суверенитет и импортозамещение: практические барьеры

Переход на отечественное ПО и инфраструктуру сталкивается не только с техническими, но и с культурными барьерами в вузах.

Евгений Абакумов, директор по информационным и цифровым технологиям, госкорпорации по атомной энергии «Росатом», научный руководитель научного центра информационных технологий и искусственного интеллекта Университета «Сириус», сказал:
«Мы приходим и говорим: «Ну что, ребята, с импортозамещением-то у вас как?»… у наших курсов стек это исключительно Linux… И мы в этот момент видим буквально суеверный ужас в глазах представителей вузов».

Это свидетельствует о необходимости управления изменениями не только на уровне технологий, но и на уровне ментальных моделей и привычек академического сообщества.

Роботизация и новые рабочие места: оптимистичный взгляд

Несмотря на опасения, что автоматизация приведет к массовым сокращениям, эксперты видят в этом эволюционный процесс.

Диана Сюняева сказала:
«Количество появившихся рабочих мест сильно больше, чем количество исчезнувших. Меняйся и у тебя будет работа, будут появляться новые рабочие места в контексте того же искусственного интеллекта».

В качестве примера она приводит ритейл, где внедрение новых систем создает спрос на смежные специальности, и ЦОДы, чье обслуживание потребует новых компетенций даже при высокой степени автоматизации.

Росатом как площадка для реализации амбиций

Госкорпорация «Росатом» позиционирует себя не просто как работодатель, а как создатель будущего. На конференции IT CORE 2025, слоган которого – «Будущее, которое создаешь ТЫ!», была представлена масштабная экосистема для привлечения и роста талантов. Она включает в себя:

  • Работу со школьниками («Юниоры»).
  • Студенческие советы и стажировки с возможностью быстрого трудоустройства.
  • Карьерные траектории, где специалист может вырасти от стажера до руководителя федерального уровня за несколько лет.
  • Решение глобальных задач: от атомной энергетики и Северного морского пути до квантовых технологий и аддитивного производства.

Навык для будущего

Успех в условиях технологической сингулярности зависит от способности системы образования и бизнеса к синергии, а самих специалистов – к непрерывному обучению, критическому мышлению и готовности брать на себя ответственность за сложные, междисциплинарные задачи, определяющие технологический суверенитет и будущее страны.