Перипетии ЕГЭ: обществознание vs история
Есть инициатива относительно ЕГЭ и в иной области – позволить университетам выбирать, что делать основным экзаменом для поступления на гуманитарно-социальные направления: обществознание или историю.

Сразу успокоим историкам – у них точно будет история. Да и «чистым гуманитариям», пожалуй, тоже не стоит волноваться. Вот что нам известно относительно тех, кто должен определиться – за историю он или за обществознание как обязательный ЕГЭ:
Социология (зачем история?);
Юриспруденция (тем более?);
Конфликтология (пожалуй, можно);
Таможенное дело (почему история?);
Публичная политика и социальные науки (вполне возможно);
Реклама и связи с общественностью (общественность нацеливает нас на обществознание);
Сервис и так далее (и так далее история в общем-то и не нужна).
Есть ощущение, что у нас в погоне за массовостью несколько упустили здравый смысл. Но ход событий все равно расставляет все по местам. Например, все чаще (и обосновано) попадается в вариантах возможного ЕГЭ по географии.
Так и с инициативами – они звучат, случается казус исполнителя, небольшое обсуждение, исполнители всё поясняют. Чаще всего пояснение звучит как напоминание, что в этом году (а то и через год) все будет по-старому.
Да и почему-то многие забывают о том, что после поступления в вуз (в идеале – желанный) студента далее будут учить. И в основном на уровне «забудьте все, чему вас учили в школе».
Только возникает вопрос – когда на высоком уровне обсуждали, чтобы история вошла в перечень обязательных экзаменов, имели ли в виду, например, Юриспруденцию и Таможенное дело на «входе» в высшее образование. Тем более, что на первом курсе у всех будет «История России» с дополнительным блоком по выбранной специальности.
Но и здесь случаются локальный казусы – Минобрнауки рассказало о праве вузов на выбор: делать ли основным экзамен по обществознанию или по истории. А вот Рособрнадзор говорит – всему гуманитарному блоку автоматически основным (и обязательным) будет именно история.
В принципе, логично – гуманитарии сдают историю. Но как же тогда право вузов выбирать экзамен?
С гуманитарной сферой всегда нужно относиться предельно аккуратно. Несмотря на всю «раскрученность» IT и инженерных направлений, гуманитариев у нас не так много, а вызовов для общественно-политической практики много.
Из инициатив по вопросам ЕГЭ всегда сложно определить: гасят ли волны инициатив друг друга, входят ли в резонанс или вообще формируются ветром перемен в «идеальный шторм».
Подробнее, например: https://ria.ru/20251022/ege-2049739051.html и тут https://tass.ru/obschestvo/25431107.