Учителя о будущем России: вызовы профессии и роль сообществ

На юбилейном Форуме классных руководителей Центр знаний «Машук» представил результаты всероссийского опроса, в котором приняли участие более 200 педагогов. Исследование показало: 79% учителей считают свою профессию ключевой для будущего развития России и укрепления государственности.
В то же время педагоги отмечают ряд вызовов, которые сегодня стоят перед системой образования. На первом месте – мотивация учеников. Далее идут интеграция современных технологий в учебный процесс и социально-демографические изменения.
Генеральный директор Центра знаний «Машук» Антон Сериков подчеркнул:
Большинство учителей считают вызовы в сфере мотивации учеников выше, чем использование современных образовательных технологий. При этом часть респондентов отмечает важность развития неформального образования для освоения навыков, необходимых для работы с искусственным интеллектом и цифровыми инструментами.
Значимым трендом становится рост профессиональных сообществ: 68% педагогов уже активно участвуют в них, а 78% считают их развитие необходимым. Сообщества помогают бороться с профессиональным выгоранием и создают пространство для совместных проектов.
Учитель русского языка и литературы Татьяна Соколова отметила:
Искусственный интеллект никогда не сможет заменить реального учителя и наставника. Современные технологии – лишь помощники в организации интерактивных уроков, но они не несут воспитательной функции.
Интересно, что 82% педагогов выступили за введение уроков цифровой грамотности и кибербезопасности не только для школьников, но и для самих учителей. Это подтверждает запрос на комплексное обновление образовательной среды, где цифровые навыки становятся условием профессиональной устойчивости.
Педагогическое сообщество видит главные ориентиры в сохранении роли учителя как наставника, развитии цифровых компетенций и укреплении профессиональных объединений.