Женщины в науке: кардиологи

В новом выпуске интервью мы узнали у старшего научного сотрудника отдела неотложной кардиологии и ревматологии, доцента учебного центра, кардиолога неврологического отделения №2 ГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе», к.м.н. Елизаветы Скородумовой о самом важном в работе с человеком — сердце.
Как вы пришли к выбору кардиологии и чем вас особенно привлекла эта специализация?
Наверное, лучше всего это отражено в «Гимне кардиологов»: «Сердце России защитим». Смотрите, ведь в структуре летальности на первом месте как раз проблемы системы здравоохранения. А если есть проблема, то должно быть и её решение. Как раз этим я занимаюсь и в клинике, и в науке, и в преподавательской деятельности.
Каким опытом из клинической практики вы гордитесь больше всего?
Ну, наверное, тем, что работала в экстренной медицине и быстро принимала нестандартные решения, которые потом на практике оказывались единственно верными. Самым интересным был случай реанимации бегом. Чтобы максимально быстро под прикрытием непрямого массажа сердца доставить больного в реанимацию, пришлось использовать опору каталки как ступеньку, стоять на ней и «качать», пока санитары на скорости везли. И довезли. Больной остался жив. А если бы я бежала рядом и «качала бы» так эффективно бы не получилось.
Какие ключевые результаты как кандидат медицинских наук вы считаете наиболее значимыми?
Научной деятельности? Наверное, создание систем прогнозирования различных состояний. Интересно, что я подавала патент на полезную модель, а получила патент на изобретение.
Расскажите о вашей диссертации и о том, как исследование связывает инфаркт миокарда и злокачественные новообразования.
Это уже тема моей докторской, над которой я работаю. Дело в том, что сердечно-сосудистые и онкологические заболевания относятся к группе хронических неинфекционных заболеваний, но имеют под собой общие факторы риска. Соответственно, наличие у пациента и инфаркта, и инсульта приводит к утяжелению клинической картины и диктует необходимость несколько другой тактики лечения, нежели стандартный кардиологический протокол.
Как вы используете искусственный интеллект и телемедицину в клинической практике и научных исследованиях?
Собственно, технологии ИИ, расширенная программная аналитика данных помогают мне прогнозировать различные неблагоприятные конечные точки.
Какие перспективы вы видите для интеграции AI и реабилитационных технологий в медицине ближайших лет?
AI, конечно, не заменит врача, но врач, который использует AI, заменит врача, который его не использует, поэтому эти технологии будут только развиваться во всех направлениях медицины, не только в реабилитологии, но и в других отраслях, снижая повышенную нагрузку на врача.
Расскажите о вашем опыте в создании и курировании образовательных и просветительских проектов, таких как «Медицинский Петербург» и «Код ЗОЖ». Какие вызовы и возможности вы видите в лидерстве молодых учёных и врачей, особенно в вашем регионе?
Самым старым и одновременно долгим моим проектом был «Диалоги с врачом», я его реализовывала в рамках «Московского долголетия», и, если выразиться языком пилотов, «налетала» в этом проекте около 900 часов лекций. Но проект закончился, и я стала реализовывать что-то похожее в Петербурге, принимала участие в Лидерах Петербурга и с конкурсным проектом «Код ЗОЖ» выиграла данный конкурс. «Медицинский Петербург» я делаю для души, это проект о врачах прошлого, их достижениях. Сейчас все проекты развиваются под единым названием «СкороДумать», и предлагаемая линейка расширилась, появилась еще и здоровая русская кухня. Знаете, я не обращаю внимания на проблемы в лидерстве, потому что главное — верить в то, что ты делаешь. Если ты в это реально веришь, если ты болеешь этим делом, то все обязательно получится.
Какие качества, по вашему мнению, необходимы для успешной карьеры женщины-ученого в науке и медицине?
Я бы сказала, та самая вера в своё дело. На втором месте — это планирование, потому что любой проект — это не только спринт, но и марафон, и уметь бегать нужно на различные дистанции.
Какие советы вы могли бы дать молодым специалистам, начинающим научную деятельность?
Побольше читать, не только нонфикшн, но и художественную литературу, которая учит мыслить образно и, опять-таки, находить нестандартные решения. Ну и в целом, любой ученый должен повышать свой интеллектуальный уровень. Как сопредседатель координационного совета Санкт-Петербургского Союза ученых и руководитель молодежной ячейки, могу пригласить вступить в наши ряды. У нас интересно, и совсем не обязательно быть врачом.
Что вас вдохновляет и мотивирует продолжать развиваться в таких сложных и многогранных областях?
Та самая вера в себя, в людей и в то, что я делаю.