Проект «Сила ума»: укрепление российско-узбекского сотрудничества в образовательной сфере
Проект «Сила ума», реализуемый с 2022 года при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, направлен на развитие и популяризацию точных наук – физики и математики – среди школьников зарубежных стран, в том числе Узбекистана. Как отмечает руководитель проекта Ксения Старыгина, команда организаторов разработала программу дополнительных занятий на русском языке, которая позволяет не просто заставить детей изучать школьную программу, а заинтересовать и полюбить точные науки.

Ключевая цель проекта – сохранение единого научно-образовательного пространства между Россией и странами ближнего зарубежья, чтобы подростки могли реализовываться максимально эффективно и достигать высоких жизненных результатов». В 2022 году в проекте участвовали 9 школ из Узбекистана и ряд школ Кыргызстана и Таджикистана. На текущий момент численность обучающихся превысила 3000 человек, более трети из которых – «школьники Республики Узбекистан – более 1000.
Проект предлагает комплекс учебно-методических материалов – рабочие тетради, методические пособия, видеоуроки, а также учебное оборудование для проведения физических экспериментов в школах. Это способствует не повышению успеваемости и стимулирует интерес к участию в олимпиадах и инженерных соревнованиях. Примером успеха стала команда из Узбекистана, занявшая второе место в прошедших инженерных соревнованиях по строительству мостов из подручных материалов.
География проекта в Узбекистане достаточно широка и включает города Ташкент, Самарканд, Наманган, Гулистан, Карши и Андижан – этот последний отмечается как один из самых активных центров. Ксения Старыгина связывает это с осознанностью и дальновидностью учащихся, многие из которых уже задумываются о выборе технических профессий.
Проект предусматривает бесплатное обучение и поддержку учителей – педагогам предоставляются методические материалы и постоянная методическая поддержка через закрытое сообщество, что создает условия для устойчивой и качественной работы кружков по физике и математике. Новые группы формируются регулярно, а занятия рекомендуются не реже одного раза в неделю.
Важным инструментом мотивации учащихся служат интерактивные видеоуроки с харизматичными методистами, игровые вставки из массовой культуры, а также возможность самостоятельно экспериментировать с учебным оборудованием. Такой «живой» подход позволяет сделать изучение точных наук интересным и доступным. Кроме того, олимпиадная математика и инженерные соревнования развивают командную работу и готовят школьников к реальным жизненным испытаниям.
В проекте напрямую не предусмотрены модули подготовки к вузам, но его компоненты способствуют формированию компетенций, нужных для успешного поступления и последующего обучения. Узбекские учащиеся активно участвуют в проектных соревнованиях и имеют высокие достижения, в том числе международные олимпиады по физике, математике и информатике.
Помимо точных наук, проект поддерживает и гуманитарные инициативы, например, чемпионат мира по русскому языку среди иностранных граждан и историческую олимпиады, привлекающие молодежь Узбекистана к глубокому постижению языка и истории.
Перспективы развития проекта заключаются в расширении географии и увеличении количества участников. В частности, планируется поставка новых методических пособий и оборудования в школы Узбекистана перед новым учебным годом, а также запуск очередных потоков обучения педагогов.
В заключение Ксения Старыгина выразила благодарность педагогам Узбекистана за их упорство и вклад в развитие проекта:
Вы большие герои, большие молодцы… Надеюсь, что та отдача, которую вы получаете от учеников, компенсирует трудовые затраты, которые вы вкладываете в их обучение.