Новая стратегия среднего профобразования
С 2025 года Санкт-Петербург стал участником федерального эксперимента по расширению доступности среднего профессионального образования. В условиях растущего спроса на рабочие профессии и технологический суверенитет государства город выстраивает устойчивую модель подготовки квалифицированных кадров, адаптированную под запросы промышленности. Разбираем ключевые параметры нового этапа развития СПО, которые отметили спикеры на конференции в пресс-центре ТАСС в Санкт-Петербурге.
Экономика требует действий: профобразование на острие
Санкт-Петербург демонстрирует комплексный подход к выстраиванию кадрового обеспечения городской и федеральной экономики. В 2025 году в городе работают 114 колледжей, в которых обучается почти 130 тысяч студентов, из них свыше 122 тысяч – в государственных колледжах. Ежегодно увеличивается количество бюджетных мест: в 2025 году – 28 300 мест, что на 1 200 больше по сравнению с 2024 годом.
Ключевая цель политики – преодоление кадрового дефицита в производственном секторе. Речь идет не только о технических специальностях (сварщики, станочники, электромонтеры), но и о сферах обслуживания (поварское дело, кондитерское мастерство), где востребованность специалистов стабильно высока.
Федеральный эксперимент: доступ без конкурса
Санкт-Петербург стал одним из трех пилотных регионов (наряду с Москвой и Липецкой областью), участвующих в федеральном эксперименте, основанном на Законе №40-ФЗ от 1 апреля 2025 года. В рамках программы абитуриенты, завершившие 9 классов, могут поступить на 19 приоритетных профессий без конкурса – на основе только двух обязательных ОГЭ: по русскому языку и математике.
Председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга Наталия Путиловская пояснила:
Закон говорит о том, что можно принимать ребят в колледже на основании данных только двух ОГЭ в девятом классе, обязательные два экзамена по русскому и математике.
Если девятиклассник-выпускник преодолел пороговое значение, то есть условно сдал на тройку, набрав необходимое количество баллов для этого по русскому и математике, получает аттестат, то он он гарантированно поступает в колледж на одну из выбранных им профессий, которых мы сформировали 19 по заявкам наших работодателей.
Квоты на эти профессии определяются по запросам промышленных работодателей города. Таким образом, создается модель гарантированного образования и трудоустройства, которая устраняет барьер академического конкурса для технически ориентированных выпускников и упрощает доступ в систему СПО для школьников с разным уровнем подготовки.
Инфраструктура и индустриальные партнёрства
Пример
Колледж судостроения и ИТ открыл новое здание площадью 15 500 м², включающее производственные полигоны, учебные классы и культурно-спортивный комплекс. В колледже автоматизации производства уже действуют образовательные заводы и лаборатории, максимально приближенные к реальным условиям работы на предприятии. А колледж кулинарного мастерства создает учебно-производственный полигон с возможностями для подготовки, переподготовки и коммерческой деятельности.
Директор колледжа автоматизации производства и прикладных информационных систем Никита Златин с аналитикой востребованных направлений:
Какие направления особенно востребованы сейчас предприятиями? И хочу отметить сразу, что предприятия работают с нами, с ребятами, и на этапе профориентации, и начиная с первого курса, то есть с самого первого момента, как у нас наш абитуриент станет студентом и перешагнет порог колледжа, уже мы вместе с нашими предприятиями будем ребят снова влюблять в ту профессию или специальность, которую они выбрали.
Эти усилия сопровождаются разветвленной профориентационной работой, включая дни открытых дверей, профессиональные пробы и мастер-классы в школах. Предприятия принимают участие в обучении с первого курса, формируя у студентов представление о будущей работе с первых дней.
Новый социальный контракт: образование – занятость – устойчивость
Система СПО в Санкт-Петербурге превращается в инструмент социального выравнивания и индустриального рывка. Государство предлагает школьникам новый социальный контракт: поступление без конкурса, обучение в оборудованных учреждениях, сопряженное с гарантией трудоустройства.
Такой подход меняет восприятие колледжа как «второго выбора». Растущая популярность колледжей – это стратегическая трансформация. Она требует активного участия городских властей, вузов, бизнеса и школьного сообщества. И этот многосоставный союз в Петербурге начинает демонстрировать первые результаты.