ЕГЭ-2025: с чем столкнулись выпускники и организаторы
Основной период сдачи ЕГЭ уже подошел к концу, остались резервные дни для тех, кто по личным обстоятельствам (здоровье и т.д) не смогли сдать экзамены в первые даты проведения.
В пресс-центре «Россия Сегодня» состоялась конференция, посвященная первым результатам ЕГЭ 2025 года. Глава Рособрнадзора Анзор Музаев взял первое слово, чтобы объяснить, с какими трудностями столкнулись и школьники, и организаторы. Также, какие обращения по несоответствию проведения ЕГЭ поступали от выпускников и их родителей.
Немного цифр
География: экзамены проводились в 55 странах за рубежом.
Организация:
Около 6 000 пунктов проведения экзаменов (ППЭ).
Более 300 000 организаторов.
Около 6 000 медицинских работников.
Около 40 000 общественных наблюдателей.
Родительский контроль: 22 487 родителей из 89 субъектов РФ заявлены в качестве общественных наблюдателей.
Проблемные и конфликтные ситуации
Жалобы и обращения: 58 обращений из 28 регионов РФ, 76% из них связаны с проведением ЕГЭ.
Основные темы: допуск в ППЭ, оборудование санитарных комнат, ошибки организаторов.
Как отметил Анзор Музаев, явных нарушений не было выявлено и все, что СМИ называли утечкой заданий — это не так, варианты у каждого часового пояса разные и доступность всего пары заданий никак не повлияет на решение всего КИМ учеником:
В ходе проведения ЕГЭ-2025 основная часть обращений, поступивших к организаторам экзамена, касалась бытовых и организационных вопросов, связанных с комфортом участников. Среди наиболее частых жалоб были вопросы, связанные с обеспечением питьевой водой, возможностью перекуса, работой медицинских комнат и качеством организации в пунктах проведения экзамена. Все замечания оперативно рассматривались и устранялись к следующим экзаменам, что позволило значительно повысить уровень удовлетворенности участников и минимизировать повторяющиеся проблемы.
В этом году был усилен родительский контроль: родители присутствовали на экзаменах, заполняли специальные ведомости и также направляли свои замечания в федеральный центр тестирования. Это позволило сделать процесс максимально прозрачным и оперативно реагировать на любые возникающие вопросы. Большинство новых обращений дублировали уже известные проблемы, и серьёзных новых нарушений выявлено не было.
Что касается информационного поля, традиционно в СМИ и социальных сетях обсуждаются одни и те же темы: туалеты без дверей, якобы утечки экзаменационных материалов, обыски на входе и сложность экзаменационных заданий. Однако реальные факты подтверждают, что системных нарушений нет: утечек КИМ не зафиксировано, все попытки пронести мобильные телефоны строго пресекаются, а обсуждаемые вбросы не находят подтверждения в ходе проверок. Таким образом, организация ЕГЭ становится всё более прозрачной и контролируемой, а количество серьёзных инцидентов продолжает снижаться.
Предмет | Участников (2025) | Участников (2024) | Средний балл (2025) | Средний балл (2024) | % не преодолевших порог (2025) | % не преодолевших порог (2024) | 60–100 баллов (2025) | 60–100 баллов (2024) |
Литература | 37 000 | 42 000 | 61,91 | 61,67 | 4,3% | 4,4% | 16 500 | 18 000 |
История | 83 000 | 74 000 | 55,85 | 55,4 | 8,87% | 9,25% | 33 000 | 28 500 |
Химия | 85 000 | 79 000 | 58,15 | 56,79 | 17% | 18,78% | 41 000 | 36 500 |
Математика (профиль) | 305 000 | 275 000 | 62,05 | 62,63 | 4,8% | 6,6% | — | — |
Руководитель комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по математике Иван Ященко отметил, что задания этого года не были чем-то чрезвычайно новым, по сравнению с прошлым. У организаторов нет цели, как выражаются выпускники, «завалить» определенные регионы, например, Дальний Восток, чтобы оставить кадры для поступления именно в Дальневосточные вузы.
Иван Ященко отметил:
В этом году наблюдался значительный рост числа выпускников, успешно сдавших профильную математику на 60 баллов и выше — их стало больше на 18 тысяч человек, и общее количество таких ребят превысило 180 тысяч. Это означает, что более 180 тысяч выпускников потенциально готовы продолжить обучение по инженерным и IT-направлениям, что является рекордным показателем за последние годы. Для сравнения, ещё несколько лет назад эта цифра едва превышала 100 тысяч, и тогда вызывала опасения, что все выпускники захотят поступать только на айти- и инженерные специальности. Сегодня же этот рост воспринимается как позитивный тренд, отражающий высокий интерес к техническим профессиям.
Иван Ященко о «предсказателях будущего ЕГЭ»:
Вместе с тем, в этом году появился новый вызов: массовое распространение вирусных роликов и блогеров, обещающих «угадать» задания экзамена. Многие выпускники ориентировались не на учителей и официальные материалы, а на советы из интернета, что иногда приводило к разочарованиям — ведь задания второй части всегда требуют творческого подхода и не могут быть полностью предсказуемы. Тем не менее, все экзаменационные задания соответствуют школьной программе, и успешное выполнение второй части по-прежнему остается показателем настоящей подготовки.
Председатель правления «Т-банка» Станислав Близнюк отметил:
Математическое образование играет ключевую роль в формировании способа мышления, который необходим не только для решения стандартных задач, но и для поиска нестандартных решений и усидчивости при работе со сложными проблемами.
Эти навыки востребованы на протяжении всей жизни, особенно в условиях стремительного развития технологий и появления новых инструментов искусственного интеллекта. Именно поэтому важно не только овладевать математикой в школе, но и продолжать развивать эти умения в университете и на рабочем месте.
Техническое и математическое образование в России по-прежнему остается уникальным и конкурентоспособным. Оно открывает перед выпускниками широкий спектр возможностей: можно продолжать научную карьеру, работать по инженерной специальности, заниматься разработкой новых продуктов или строить карьеру в IT.
Станислав Близнюк продолжил:
Важную роль в поддержке и развитии технических навыков играют корпоративные и университетские программы. Многие компании совместно с вузами проводят конкурсы, предоставляют гранты и стажировки, помогают студентам и школьникам понять специфику будущей профессии и познакомиться с реальными задачами отрасли. Такой подход позволяет молодым специалистам уже на этапе обучения делать осознанный выбор профессионального пути, а работодателям — находить и готовить перспективные кадры.
Итог: ЕГЭ-2025 проходит успешно, практически без нареканий (поступающие обращения быстро обрабатываются и исправляются организаторами на ППЭ). Работа над содержанием ЕГЭ ежегодно и непрерывно ведется, но анализируя прошлый и нынешний годы — комиссия по разработке КИМ не внесла значительных изменений, поэтому смело можно опираться на задания, представленные ФИПИ для отработки своих навыков во всех предметах.