Основной период сдачи ЕГЭ уже подошел к концу, остались резервные дни для тех, кто по личным обстоятельствам (здоровье и т.д) не смогли сдать экзамены в первые даты проведения.

В пресс-центре «Россия Сегодня» состоялась конференция, посвященная первым результатам ЕГЭ 2025 года. Глава Рособрнадзора Анзор Музаев взял первое слово, чтобы объяснить, с какими трудностями столкнулись и школьники, и организаторы. Также, какие обращения по несоответствию проведения ЕГЭ поступали от выпускников и их родителей.

Немного цифр

География: экзамены проводились в 55 странах за рубежом.

Организация:

Около 6 000 пунктов проведения экзаменов (ППЭ).

Более 300 000 организаторов.

Около 6 000 медицинских работников.

Около 40 000 общественных наблюдателей.

Родительский контроль: 22 487 родителей из 89 субъектов РФ заявлены в качестве общественных наблюдателей.

Проблемные и конфликтные ситуации

Жалобы и обращения: 58 обращений из 28 регионов РФ, 76% из них связаны с проведением ЕГЭ.

Основные темы: допуск в ППЭ, оборудование санитарных комнат, ошибки организаторов.

Как отметил Анзор Музаев, явных нарушений не было выявлено и все, что СМИ называли утечкой заданий — это не так, варианты у каждого часового пояса разные и доступность всего пары заданий никак не повлияет на решение всего КИМ учеником:

В ходе проведения ЕГЭ-2025 основная часть обращений, поступивших к организаторам экзамена, касалась бытовых и организационных вопросов, связанных с комфортом участников. Среди наиболее частых жалоб были вопросы, связанные с обеспечением питьевой водой, возможностью перекуса, работой медицинских комнат и качеством организации в пунктах проведения экзамена. Все замечания оперативно рассматривались и устранялись к следующим экзаменам, что позволило значительно повысить уровень удовлетворенности участников и минимизировать повторяющиеся проблемы.

В этом году был усилен родительский контроль: родители присутствовали на экзаменах, заполняли специальные ведомости и также направляли свои замечания в федеральный центр тестирования. Это позволило сделать процесс максимально прозрачным и оперативно реагировать на любые возникающие вопросы. Большинство новых обращений дублировали уже известные проблемы, и серьёзных новых нарушений выявлено не было.

Что касается информационного поля, традиционно в СМИ и социальных сетях обсуждаются одни и те же темы: туалеты без дверей, якобы утечки экзаменационных материалов, обыски на входе и сложность экзаменационных заданий. Однако реальные факты подтверждают, что системных нарушений нет: утечек КИМ не зафиксировано, все попытки пронести мобильные телефоны строго пресекаются, а обсуждаемые вбросы не находят подтверждения в ходе проверок. Таким образом, организация ЕГЭ становится всё более прозрачной и контролируемой, а количество серьёзных инцидентов продолжает снижаться.

ПредметУчастников (2025)Участников (2024)Средний балл (2025)Средний балл (2024)% не преодолевших порог (2025)% не преодолевших порог (2024)60–100 баллов (2025)60–100 баллов (2024)
Литература37 00042 00061,9161,674,3%4,4%16 50018 000
История83 00074 00055,8555,48,87%9,25%33 00028 500
Химия85 00079 00058,1556,7917%18,78%41 00036 500
Математика (профиль)305 000275 00062,0562,634,8%6,6%
Сравнительные показатели ЕГЭ по литературе, истории, химии и профильной математике за 2024 и 2025 годы

Руководитель комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по математике Иван Ященко отметил, что задания этого года не были чем-то чрезвычайно новым, по сравнению с прошлым. У организаторов нет цели, как выражаются выпускники, «завалить» определенные регионы, например, Дальний Восток, чтобы оставить кадры для поступления именно в Дальневосточные вузы.

Иван Ященко отметил:

В этом году наблюдался значительный рост числа выпускников, успешно сдавших профильную математику на 60 баллов и выше — их стало больше на 18 тысяч человек, и общее количество таких ребят превысило 180 тысяч. Это означает, что более 180 тысяч выпускников потенциально готовы продолжить обучение по инженерным и IT-направлениям, что является рекордным показателем за последние годы. Для сравнения, ещё несколько лет назад эта цифра едва превышала 100 тысяч, и тогда вызывала опасения, что все выпускники захотят поступать только на айти- и инженерные специальности. Сегодня же этот рост воспринимается как позитивный тренд, отражающий высокий интерес к техническим профессиям.

Иван Ященко о «предсказателях будущего ЕГЭ»:

Вместе с тем, в этом году появился новый вызов: массовое распространение вирусных роликов и блогеров, обещающих «угадать» задания экзамена. Многие выпускники ориентировались не на учителей и официальные материалы, а на советы из интернета, что иногда приводило к разочарованиям — ведь задания второй части всегда требуют творческого подхода и не могут быть полностью предсказуемы. Тем не менее, все экзаменационные задания соответствуют школьной программе, и успешное выполнение второй части по-прежнему остается показателем настоящей подготовки.

Председатель правления «Т-банка» Станислав Близнюк отметил:

Математическое образование играет ключевую роль в формировании способа мышления, который необходим не только для решения стандартных задач, но и для поиска нестандартных решений и усидчивости при работе со сложными проблемами. 

Эти навыки востребованы на протяжении всей жизни, особенно в условиях стремительного развития технологий и появления новых инструментов искусственного интеллекта. Именно поэтому важно не только овладевать математикой в школе, но и продолжать развивать эти умения в университете и на рабочем месте. 

Техническое и математическое образование в России по-прежнему остается уникальным и конкурентоспособным. Оно открывает перед выпускниками широкий спектр возможностей: можно продолжать научную карьеру, работать по инженерной специальности, заниматься разработкой новых продуктов или строить карьеру в IT. 

Станислав Близнюк продолжил:

Важную роль в поддержке и развитии технических навыков играют корпоративные и университетские программы. Многие компании совместно с вузами проводят конкурсы, предоставляют гранты и стажировки, помогают студентам и школьникам понять специфику будущей профессии и познакомиться с реальными задачами отрасли. Такой подход позволяет молодым специалистам уже на этапе обучения делать осознанный выбор профессионального пути, а работодателям — находить и готовить перспективные кадры.

Итог: ЕГЭ-2025 проходит успешно, практически без нареканий (поступающие обращения быстро обрабатываются и исправляются организаторами на ППЭ). Работа над содержанием ЕГЭ ежегодно и непрерывно ведется, но анализируя прошлый и нынешний годы — комиссия по разработке КИМ не внесла значительных изменений, поэтому смело можно опираться на задания, представленные ФИПИ для отработки своих навыков во всех предметах.