Те, кто начинает свой научный путь в университете, знает, что «на выходе» открываются двери в любое направление трудовой деятельности. Например, героиня нового выпуска интервью «Женщины в науке» прошла все возможные варианты трудовых отношений внутри академической среды и в какой-то момент момент решила, что дальнейшее развитие будет за пределами стен университета.

Екатерина Панкова, кандидат философских наук, лектор Российского общества «Знание», организатор федеральных форумов и проектов, эксперт-наставник Росмолодежь.Гранты, грантовых конкурсов, тренер и методолог неформального образования, поделилась, почему решила уйти из университета, какие навыки оказались полезны вне вуза, как гуманитариям преодолеть внутренние барьеры и успешно применять свои знания в новых сферах — от федеральных образовательных проектов до экспертной деятельности в грантовых конкурсах.

Екатерина, вы – кандидат философских наук, но в какой-то момент приняли решение уйти из университета. Что стало для вас главным аргументом в пользу самостоятельного пути?
 
Университет стал важным стартом моей карьеры, я прошла все возможные варианты трудовых отношений внутри академической среды. Работала и в роли учебно-вспомогательного персонала, и в административно-управленческом аппарате, и преподавателем. Конечно, эти 9 лет позволили мне обрести ценный управленческий и организационный опыт, который мне хотелось применить уже на более высоком, федеральном, уровне. Каким бы большим не был университет, как много возможностей он бы не давал, он в любом случае остается образовательной организацией со своими определенными целями и ограничениями. В какой-то момент я поняла, что для дальнейшего развития будет лучше выйти за пределы вуза и образовательной деятельности и масштабировать свой опыт.
 
Сегодня вы – методолог, эксперт, тренер и организатор федеральных образовательных форумов. Какие навыки из академической сферы оказались особенно полезны в новой роли?
 
Работа в университете развивает широкий спектр навыков, включая коммуникативные, организационные, исследовательские, навыки публичных выступлений, критического мышления, самообразования. На данный момент мне больше всего помогает проблемно-ориентированное и гибкое мышление, которое сформировалось у меня благодаря философии. Оно позволяет анализировать большой объем информации, находить взаимосвязи и нестандартные решения.
 
Вы работали над масштабными проектами: от форума «Малая Родина – Сила России» до «Знание.Премии». Какой из них стал для вас самым трансформирующим опытом — и почему?
 
Думаю, каждое событие, которое ты созидаешь, не остается бесследным. Для меня реализация любого проекта, будь то небольшого местного или масштабного всероссийского – это всегда новый вызов, новый контекст, новые условия и ресурсы, которые в каждом отдельном случае требуют от тебя разных подходов и решений. Любой подобный опыт может стать трансформационным, ну или, по крайней мере, создать условия для рефлексии и трансформации.
 
Что чаще всего недооценивают гуманитарии, когда хотят выйти из вуза в практику, и как этого избежать?
 
Чаще всего недооценивают себя. Встречаясь со своими бывшими коллегами, я часто слышу в их размышлениях на тему работы вне университета такие фразы, как «я ничего больше не умею», «да кому это нужно», «это сложно, не получится». А ведь это умнейшие люди нашей страны! И в практических сферах деятельности сейчас, на мой взгляд, наблюдается дефицит именно интеллектуальных кадров. Это совершенно не значит, что нужно полностью уходить из академической среды. Скорее идея в том, что можно искусно совмещать, выходить из университетских стен для передачи своих теоретических знаний и для получения практического опыта, полезного для педагогической деятельности. В конечном итоге, это способствует и нивелированию разрыва между теорией и практикой, и повышению доходов преподавателей.
 
Вы работаете по всей стране, взаимодействуете с командами разного масштаба. Какие принципы помогают вам быстро встраиваться в новую среду и выстраивать работу с нуля?
 
Я бы выделила ключевым принципом в своей работе вовлеченность и исполнительность. Стремлюсь проявлять интерес к тому проекту, к которому подключаюсь, задаю вопросы, анализирую, разбираюсь, формирую контекст и приоритетность, не откладываю задачи, выполняю их быстро, качественно и раньше срока, что помогает мне установить доверие и убеждение, что на меня можно положиться.
 
В проектах вы совмещаете философский подход с конкретной работой «в поле» – тренингами, программами, форумами. Как удаётся сохранить глубину смысла при высокой динамике?
 
Буду честной, во время работы это удаётся далеко не всегда. Поэтому так важна методология и работа над проектом «до начала», когда ты формируешь концепцию, образовательные результаты, простраиваешь логику достижения этих результатов, подбираешь спикеров и инструменты для донесения этих смыслов и создаешь пространство для их присвоения. Глубина осмысляется уже позже, когда проект завершен и когда ты задаешь себе простой вопрос: «Получилось ли?», и ищешь ответ, измеряя качественный результат. Для этого и предусмотрен аналитический этап.
 
Вы часто участвуете в грантовых конкурсах как эксперт. Что отличает действительно сильный проект — и в чём чаще всего ошибаются подающие?
 
Сильный проект – это сочетание сильной идеи и качества проработки. Бывают хорошо проработанные инициативы, но идея в них настолько тривиальна и не уникальна, как, например, проведение очередного однодневного форума, мероприятия ради мероприятия, что даже жалко ставить высокие баллы. Бывает, обратная история, идея крутая, но она не упакована в проект: не доказана и не аргументирована проблематика, не сформулированы цель и задачи, календарный план состоит из одного мероприятия, нет команды, медиаплана, партнеров, смета завышена, а статьи расходов не соответствуют планируемой деятельности. Важно, с одной стороны, подойти нестандартно и системно к решению уже известных социальных проблем, а, с другой – прописать подробно каждый пункт проектной заявки, подтвердить все пункты документально. Я убеждена, что лучшие проекты начинаются всегда как личная история и у автора должен быть свой сильный мотив, может быть мечта, для реализации идеи.
 
Сейчас вы работаете на себя. Что оказалось самым трудным в переходе на фриланс и что, наоборот, стало освобождением?
 
Сложнее всего отсутствие финансовой стабильности. В каких-то месяцах просто может не быть проектов и заказов, плюс такая работа, чаще всего, предполагает постоплату. Был один раз случай в моем опыте, когда вознаграждение за проект пришло только спустя восемь месяцев. Конечно, это не просто, в работе на себя необходимо иметь четкий финансовый план и «подушку безопасности». Все это компенсируется свободным графиком, возможностью путешествовать по стране и знакомится с крутыми командами и людьми.
 
Как вы считаете, какие гуманитарные компетенции будут наиболее востребованы в ближайшие 5–10 лет — особенно в неформальном образовании?
 
Коммуникативные, как способность ясно выражать свои мысли, слушать и понимать других, вести конструктивный диалог, особенно важны для межкультурного взаимодействия и работы в многообразных группах и сообществах. Коммуникативность связана с эмоциональным интеллектом: важно распознавать, понимать и управлять своими и чужими эмоциями, уметь строить доверительные отношения, командную работу и разрешать конфликты. Актуальным остается креативность и инновационное мышление: ИИ, конечно, может помочь сгенерировать идеи и разные варианты, но выбрать то, что подходит в конкретном случае, внедрить эти идеи в образовательные программы, требует нестандартного подхода к уже известным решениям. Отдельно хочется выделить ценностное ориентирование. Управление результатами на основании норм, ценностей – это важная гуманитарная компетенция, которая помогает человеку или группе людей действовать в соответствии со определенными убеждениями и принципами, а также способствует развитию этической и социальной ответственности. Все эти компетенции помогают не только успешно работать в сфере неформального образования, но и способствуют личностному росту.
 
Что бы вы сказали девушке, которая заканчивает магистратуру по гуманитарному направлению и боится, что «гуманитарий никому не нужен»?
 

Никому не нужен человек, который окутывает себя страхами, предубеждениями и негативными установками. Никому не нужен человек, который не хочет трудиться и развиваться. Никому не нужен человек, который не готов брать ответственность за свою жизнь. Зато человек, способный видеть возможности, готовый к перманентному развитию и самообразованию, вне зависимости от получаемого образования, будет востребован на рынке всегда и найдет способ проявить себя.