Книга в цифре, буква в законе
Гостиный двор, выставка Non/fiction, павильоны с интеллектуальной литературой и серьёзными лицами – всё как по сценарию. Но за кулуарами – не только разговоры о новых романах и тиражах. На повестке заседания Оргкомитета по поддержке литературы, книгоиздания и чтения — системные вопросы: от инфраструктуры до смысла.
Что обсуждали?
Сергей Нарышкин, председатель Российского исторического общества, открыл заседание с конкретной повестки: план работы до 2027 года утверждён, фестивали расписаны, премии учтены. Пунктуальность — это новая романтика. Среди приоритетов — поддержка детского и юношеского книгоиздания, национальных литератур и «Истории Отечества» в виде специального павильона на фестивале «Красная площадь».
Литература по-прежнему воспринимается как часть культурной политики, а фестиваль на Красной площади — как её парадная витрина.
Фестиваль как точка сборки
Владимир Мединский, председатель Союза писателей России, вспомнил, как всё начиналось:
Двенадцать лет назад мы начали череду культурных годов: Год литературы стал праздником книги. И кульминацией, конечно, стал фестиваль на Красной площади. Он стал точкой сборки для всех, кто работает с книгой.
Фестиваль, по мнению Владимира Мединского, дал жизнь региональным аналогам — это уже совсем другая логика: сначала элитный культурный проект, потом — доступный формат для широкой аудитории. И даже если в регионах нет стен с историей, как у Кремля, — атмосфера всё равно работает.
История без академичности
Отдельная тема — популяризация истории. Владимир Григорьев из Минцифры предложил адаптировать академическую двадцатитомную Историю России в 13–15 «более читаемых» произведений:
Нужно помочь тем, у кого фрагментарные знания, но есть желание разобраться. Современные авторы могут увлекательно рассказать о прошлом.
Проще говоря — если академический стиль не читает даже студент-истфак, то надо писать так, чтобы читал хотя бы школьник на перемене. Или блогер перед съёмкой.
Книжная отрасль: культура или экономика?
Олег Новиков, гендиректор «Эксмо-АСТ», поднял старую, как фонарик под одеялом, тему: кто должен курировать книгу — Минкульт или Минцифры?
Да, литература — часть культуры. Но книгоиздание — это сложная экосистема: авторы, издатели, печатники, дистрибьюторы. Просто так передать всё в одни руки — как минимум наивно.
То есть книга — это не только культурный артефакт, но и товар, логистика, цифра, алгоритмы. И попытка всё это загнать в единую схему — риск для всей экосистемы.
Возвращение СНГ-контекста
Михаил Швыдкой предложил возродить проект «Современная литература стран СНГ». Идея — не в ностальгии по постсоветскому культурному пространству, а в импульсе: дать авторам из соседних стран площадку, мотивацию и общий контекст. Особенно в условиях, когда литературное сообщество всё чаще становится точкой международного диалога — пусть и в непростых политических обстоятельствах.
На выходе: что важно?
Формат работает. Фестиваль «Красная площадь» доказал свою состоятельность — и как культурное событие, и как площадка для диалога.
Цифра не отменяет смысла. Попытка адаптировать академические труды — это не «упрощение ради популярности», а работа на новую аудиторию.
Отрасль сложнее, чем кажется. Простое ведомственное переназначение не решит проблем книгоиздания, а может создать новые.
Культурный экспорт — это тоже стратегия. Литература СНГ — не только мост, но и зеркало: кто мы, с кем, и что вообще происходит в постсоветском пространстве.
А что в сухом остатке?
Инициативы — системные. Проблематика — понятная. Но есть нюанс: и в этой сфере, как и в образовании, эффект будет не здесь и не сейчас. Если получится к 2027 — уже хорошо. Пока же — говорим, обсуждаем, закладываем фундамент. Или хотя бы обложку.