Искусственный интеллект в образовании: угроза или инструмент?
На прошедшем круглом столе в Международном мультимедийном пресс-центре медиагруппы «Россия сегодня» эксперты обсудили риски, связанные с применением искусственного интеллекта (ИИ) в социальной сфере и образовании. Несмотря на разнообразие мнений, в одном участники сошлись: технология требует немедленного и жёсткого регулирования.
85% студентов — уже пользователи нейросетей
По данным опроса Ассоциации организаторов студенческих олимпиад, 85% студентов в России уже активно используют ИИ, 43% — для написания эссе, курсовых и дипломных работ.
Советник Президента РФ Валерий Фадеев назвал это «информационным и идеологическим бедствием»:
Российское общество недооценивает эту угрозу. Мы имеем дело с машинами пропаганды, которые выдают идеологизированные тексты западного толка.
Валерий Фадеев провёл параллель с советскими библиотеками 1980-х годов, где можно было найти исключительно марксистскую литературу. Нынешние нейросети обучены на массиве англоязычных и прозападных данных, формируя у молодёжи искаженную картину мира.
ВШЭ: не запрет, а прозрачность
Ректор ВШЭ Никита Анисимов подчеркнул, что университет не запрещает использование ИИ, но требует полной прозрачности:
У нас действует правило: студент обязан указать, какой инструмент ИИ он применил и в каком разделе работы. Более того, мы разработали систему «Поймай бота», чтобы проверять такие заявления. За обман — отчисление.
Никита Анисимов добавил, что универсальный запрет — не решение. Главное — осмысленное и этически выверенное применение технологий. При этом он напомнил: за каждой нейросетью стоит конкретный бизнес, преследующий свои интересы.
Это новая форма манипуляции
Предприниматель Игорь Ашманов отметил:
Речь не об инновации, а о новой форме манипулирования. Мы уже имеем «внешний мозг» — сначала это были Google и Википедия, теперь — ChatGPT.
Он подчеркнул, что подавляющее большинство генеративных моделей создаются и обучаются в США, на англосаксонских датасетах. Это делает невозможным внедрение ценностно-нейтральных решений. Более того, качество информации оставляет желать лучшего:
ИИ даёт не только разные, но и ложные ответы. Это неприемлемо в образовании, где требуется точность.
Цифровизация превращает детей в зависимых
Наталья Касперская обратила внимание на угрозы в младшем школьном возрасте:
Уже с раннего возраста дети получают в руки голосовых ассистентов и планшеты, что ведёт к социальной дезактивации, торможению психического развития, снижению памяти и фантазии.
Цифры:
30,5% российских школьников страдают нарушениями зрения,
26% — сколиозом,
Россия вошла в топ-3 стран с самым низким качеством зрения у детей по данным ВОЗ.
Наталья Касперская особо подчеркнула риск «электронного профилирования» учащихся на основе ИИ:
Идея, что ИИ может подсказывать ребенку, кем он должен стать, — это уже фашизм.
Эксперты предлагают:
– Ввести сертификацию и маркировку ИИ-продуктов, особенно в образовании.
– Ограничить применение ИИ в решениях, затрагивающих права и судьбы людей.
– Разработать российские ИИ-модели на отечественных данных.
– Повысить статус и оплату труда учителей, чтобы не заменять их ИИ.
Игорь Ашманов отметил:
Никакого ИИ не было, когда мы вышли в космос. А теперь цифровизаторы хотят заменить учителей колонками.