Почему женщинам важно звучать в науке — особенно в такой гуманитарной сфере, как психология? Как личный опыт может стать точкой входа в научное исследование? И может ли арт-терапия действительно помочь семьям пережить конфликты и научиться слышать друг друга? В интервью Ксении Каковки для НОП, участника IV Конгресса молодых ученых, магистранта 2 курса института педагогики РГПУ им.А.И.Герцена, программа «Социально-педагогическое сопровождение семьи и ребенка», арт-терапевта, психолога, о том, как её путь в науку начался с работы с детьми и привел к системному подходу в сопровождении семей. Она также объяснила влияние женской перспективы в педагогике и психологии, арт-терапию как метод безопасного общения и то, как наука может стать не только профессиональной деятельностью, но и личным призванием.
1. Как ваш путь в науке и исследовательской деятельности привел вас к теме арт-терапии и семейных конфликтов? Какие личные переживания или профессиональные опыты повлияли на выбор именно этой научной области?
Мой научный путь привел меня к арт-терапии, когда мне нужно было научиться работать с детьми с СДВГ. Потом начала вести арт-терапевтические занятия для молодежи. Вся эта деятельность переросла к 1 курсу магистратуры в работу с семьёй. Семья – это самое ценное ,что есть в жизни человека. И да, там несомненно бывают коныликты , но не всегда мы их решаем конфструктивно. Осознав это мы с научным руководителем выбрали путь изучения семейных конфликтов и возможностей арт-терапии в этой сфере.
2. Как ваш научный подход отличается от других методик в области социально-педагогического сопровождения семьи? Мой научный подход отличается тем, что я опираясь на возможности арт-терапии и семейным психологии и работаю с семьёй как с системой, т.е. с каждым членом семьи одновременно в рамках занятий или тренингов.
3.Насколько важно, чтобы в таких гуманитарных науках, как психология и педагогика, звучал женский голос? Очень важно. Ведь женщинам совсем недавно, а именно 22 декабря 2015 года Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла резолюцию 70/212, в которой 11 февраля провозглашается ежегодным празднованием Международного дня женщин и девочек в науке (International Day of Women and Girls in Science). Женщины своими педагогическими и психологическими открытиями в науке показывают молодому поколению ,что путь в науку открыт и в нем можно постоянно открывать новое. Семьи, где женщина занимается наукой и при этом имеет крепкую семью доказывают, что женщина может совмещать абсолютно все , если расставит правильные приоритеты. А для молодых девушек , которые боятся идти в науку, это является очень важным фактором. Женщина в науке и не только – это прекрасно. А ещё прекрасней то, что женщинам и девушкам в 21 веке ей разрешено очень многое. 4. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ), одной из задач является создание условий для психолого-педагогического сопровождения семей. Как ваш научный подход в области арт-терапии помогает реализовать эту задачу? Арт-терапия создаёт безопасное пространство для всех членов семьи и помогает выразить своим эмоции с помощью символов и не только. Это очень ценно для семей, в которых проблемы с выражением эмоций через слова. Арт-терапевтические программы в образовательных организациях соответствуют ФГОС. Они способствуют включению детей с ОВЗ и их родителей в образовательный процесс, что позволяет реализовать инклюзивное образование в образовательном учреждении. Арт-терапия способствует профилактике девиантного поведения подростков такими методами как мандалатерапия, сказкотерапия , изотерапия и игротерапия. Арт-терапия помогает творческому развитию детей , коррекции детско-родительских отношений. Через творчество дети безопасно прорабатывают страхи, агрессию и так далее. 5.Согласно постановлению Правительства РФ о мерах по поддержке семей с детьми, как можно использовать арт-терапию в профилактике конфликтных ситуаций в семьях? Арт-терапия помогает снижать эмоциональное напряжение , через творчество намного легче обсуждать острые темы в семье. Арт-терапия способствует развитию эмпатии у всех членов семьи. С помощью арт-терапии могут быть проявлены бессознательные конфликты у членов семьи, особенно в этом помогает техника ” Моя семья ” . 6. Как вы считаете, можно ли использовать методы арт-терапии в рамках государственной программы «Социальная поддержка граждан», направленной на профилактику семейных конфликтов? Можно использовать. Арт-терапия – эффективный метод разрешения и профилактики семейных конфликтов, так как она позволяет выразить эмоции в безопасной форме, улучшить взаимопонимание и найти новые пути взаимодействия. 7. Как вы видите будущее арт-терапии в образовательных учреждениях? Возможно ли её массовое внедрение? Арт- терапия – это развивающая наука , которая с каждым годом все больше входит в образовательную среду и помогает психологам и социальным педагогам в социально- педагогической работе с семьёй и ребенком. Каждый год разрабатываются и апробируются новые технологии ,которые можно использовать для работы в образовательной организации. 8. Какой совет вы бы дали молодым исследователям, начинающим работать в области психолого-педагогического сопровождения семей? Любить то, чем вы занимаетесь . Уметь находить новые возможности в том, что вы делаете. И всегда помнить, что конфликты – это новый виток во взаимоотношениях в семье и не только.