Премьер-министр Михаил Мишустин (основной доклад):
Конечно, национальные проекты – это и продвижение нашей науки, обеспечение разработок и внедрение новых технологий во все отрасли экономики.
Ещё одной целью Президент определил реализацию потенциала каждого человека, развитие его талантов. Для этого должны быть необходимые условия. И обеспечить их – обязанность государства.
Образование на всех уровнях
В рамках национальных проектов по всей стране для самых маленьких граждан создали более 1,7 тыс. детских садов, чтобы мест хватило всем детям.
Построили свыше 1,6 тыс. школ, почти 5 тыс. полностью модернизировали, укомплектовали всем тем, что нужно ребятам для интересной, комфортной учёбы.
Горячее питание теперь получают более 7 миллионов учеников начальных классов. Бесплатное для всех детей.
Важнейший вопрос нашего образования – это, конечно, его качество. По этому показателю Россия в десятке ведущих государств. Наши школьники с 2021 года на восьми международных олимпиадах занимают только призовые места.
В прошлом году ребята завоевали 42 медали, из которых 31 – золотая. Без сомнения, благодаря их труду, а также труду их наставников, педагогов наша страна в пятёрке сильнейших по количеству и достоинству медалей. И мы очень этим гордимся.
Вячеслав Викторович, Валентина Ивановна, знаю, как вы внимательно относитесь к совершенствованию сферы образования, и недавно в Государственной Думе детально обсуждалось формирование долгосрочной стратегии в этой области по обеспечению педагогическими и в том числе медицинскими кадрами. Мы очень признательны, что в ходе таких дискуссий выстраивается новая эффективная система нашего взаимодействия, в первую очередь позволяющая скорее находить те решения, которые в ближайшие годы помогут нам успешно реализовать сложнейшие проекты и задачи.
Спасибо вам, уважаемые коллеги!
Коротко скажу о мерах, которые сегодня принимает Правительство.
Прежде всего снизили бюрократическую нагрузку на педагогов в детских садах, в школах и в колледжах. Больше не придётся заполнять тонны бумаг для разных инстанций и по поводу, и без повода. Теперь всего пять обязательных документов. Такой закон вступил в силу с 1 марта.
Второе. Чтобы повысить качество обучения математике и естественно-научным предметам во всех школах страны, мы по поручению Президента усилили подготовку учителей этих дисциплин. Подобный проект запустили и в вузах.
Также и третье. С прошлого учебного года по Указу Президента пока в пилотном режиме реализуем новую модель высшего образования, где будет единый уровень – базовое высшее. А в рамках специализированного – можно будет получать углублённые знания по выбранному профилю. Вы помните, много лет мы с вами об этом говорили и это уже реализуется.
Также принимаем меры для того чтобы система обучения отвечала запросам рынка труда.
В прошлом году активно занимались формированием прогноза кадровой потребности российской экономики. Сложное это, скажу вам, дело, чтобы соответственно скоординировать все классификаторы, сделать это возможным на всю страну. Он принят у нас сейчас впервые и станет ориентиром для определения числа бюджетных мест.
Мы активно обновляем материально-техническую базу колледжей, техникумов. За прошлый год ещё в 320 организациях модернизировали почти 2 тыс. мастерских. Всего за пять лет – порядка 7,5 тыс.
Благодаря проекту «Профессионалитет» уже 370 кластеров при участии бизнеса готовят наших ребят по 24 самым востребованным направлениям в будущей работе.
Чтобы прямо в старших классах можно было приобретать навыки по рабочим специальностям, возрождаем систему учебно-производственных комплексов. Их открыто свыше 700 в 68 регионах страны. Это крайне важно.
Предприятия ключевых сфер должны быть обеспечены кадрами. Для этого расширяем целевое обучение за счёт федерального бюджета. Причём место работы выпускнику гарантировано, и он выбирает его сам.
На следующий учебный год увеличили квоты почти по 80 направлениям. А по некоторым медицинским профилям – до 100%.
Для ответа на вызовы времени и технологические изменения в будущем России особенно необходимы изобретатели, инженеры и учёные. На это нацелили уже 50 передовых инженерных школ. В их работу вовлечены 250 наших высокотехнологичных, лучших компаний страны. А благодаря масштабной программе «Приоритет-2030» развивается наука и готовятся специалисты исходя из потребностей каждого российского субъекта. И мы продлили её ещё на 6 лет. Тем более в рамках неё в вузы Дальнего Востока впервые приехали учиться почти 3,5 тысячи ребят из других регионов. Очень хороший знак.
Для студентов и преподавателей создаём также и передовую инфраструктуру. По поручению Президента продолжается реализация проекта по формированию в регионах сети из 40 кампусов мирового уровня. Один из них уже действует на базе Московского государственного технического университета имени Баумана. Завершена и первая очередь Новосибирского государственного университета. Это специализированный научно-учебный центр для талантливых детей. Я там, кстати, был в ходе рабочей поездки. Потрясающее впечатление получил.
Запустили объекты в Нижнем Новгороде, Калининграде, Челябинске, Уфе. Всё это пространства для образовательной и исследовательской деятельности, проживания и занятий спортом обучающихся и самих преподавателей.
Это наш такой серьёзный задел в компетенциях на годы вперёд.
Для молодёжи важна и возможность попробовать себя в творчестве. Начинающим талантам уделяем особое внимание. 90 детских школ искусств в 71 российском субъекте реконструировали либо капитально отремонтировали. В них сегодня учится 40 тысяч одарённых ребят.
Интерес к культурным событиям поддерживает и «Пушкинская карта». Её оформили миллионы молодых ребят, молодых людей. Дети и подростки с большим удовольствием посещают театры, кино, музеи, выставки.
Их [нацпроектов технологического лидерства] задача – закрыть потребности нашей страны по выпуску средств производства и автоматизации. Предложить инновационные решения для сбережения здоровья граждан и укрепления продовольственной безопасности, в области беспилотных авиационных систем, космических сервисов и для наращивания транспортной мобильности, в энергетике, в сфере новых материалов и химии. Девятый – по развитию технологий биоэкономики – готовим к запуску.
Все они максимально нацелены на результат.
Отрасли
Развитие инфраструктуры
Оказываем поддержку сельским территориям и через иные инструменты. Один из них – так называемые земские программы. Дополнительные выплаты уже позволили привлечь на село тысячи нужных специалистов. Это медики и педагоги. С этого года к ним добавятся и работники культуры.
Поддержка технологического суверенитета
Субсидируем проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это помогает созданию свыше тысячи прорывных технологий. За пять лет поддержано более 550 проектов. А объём выделенных бюджетных средств превысил 75 млрд рублей.
При вашей поддержке, уважаемые депутаты, оперативно были приняты законы, которые расширили механизм государственно-частного партнёрства на промышленный сектор и космическую деятельность. Что открыло доступ инвесторам к участию в масштабных наукоёмких задачах.
В области технологического развития Россия должна стремиться быть конкурентоспособной по всем направлениям. Конечно, достичь сразу этого невозможно, но мы будем стремиться к этому.
Поддержка медицинских работников
Продолжаем решать проблему нехватки кадров в здравоохранении. Вопрос важнейший. Прирост врачей за два года составил 12 тысяч человек.
Правительство по поручению Президента с января 2023 года ещё, напомню, установило специальные выплаты, надбавки для сотрудников первичного звена. Всего они были назначены более чем миллиону человек. А с марта прошлого года – и в ходе предыдущего отчёта мы с вами об этом говорили – повысили такие выплаты для тех, кто трудится в сельской местности, районных центрах, малых городах. В увеличенном размере их уже получили 450 тысяч человек. А это позволило сохранять и привлекать кадры в небольшие населённые пункты.
Ледоколы
Судостроение. Для дальнейшего освоения Арктики продолжаем формирование флота из самых больших и мощных атомных ледоколов в мире [проекта 22220]. Завершили уже строительство четвёртого судна, которое получило название «Якутия». Пятый – это «Чукотка». Он был спущен на воду. И заложили на Балтийском заводе шестой по счёту атомоход этого класса − «Ленинград».
Развитие научной сферы
За годы действия национального проекта «Наука и университеты» сформирована обширная и мощная инфраструктура. Это центры коллективного пользования оборудованием, уникальные установки, на которых проводятся фундаментальные и прикладные изыскания. Продолжается реализация 8 проектов класса «мегасайенс».
Перспективные площадки – научные центры мирового уровня – 4 математических, 3 геномных и 10 по приоритетным научно-технологическим направлениям развития. Их деятельность направлена на разработку и внедрение в экономику высоких технологий.
Хочу подчеркнуть, что в эти центры приходит всё больше молодёжи. Сегодня уже свыше трети всех исследований в стране ведутся учёными в возрасте до 39 лет. Я очень этому обрадовался, когда мы получили статистику. Для них создали 940 новых лабораторий, которые нужны аспирантам, инженерам-испытателям. По поручению главы государства почти в 300 ведущих научных организациях и вузах обновили более половины приборной базы. Всё это открывает перед нами серьёзные перспективы в достижении таких амбициозных масштабных целей.
Вопросы и ответы – про РАН
О.Дмитриева (независимый депутат): Уважаемый Михаил Владимирович!
Ранее я задавала Вам вопрос про надбавки за учёные степени. Спасибо Вам – проблема сдвинулась с мёртвой точки. Министерство работает. Хотелось бы, чтобы и размер этих надбавок был реально стимулирующим. Хотя бы для естественно-научных и технических специальностей.
А сегодня мой вопрос – о возрождении былого статуса и возможностей Российской академии наук. Многое сделано за последние годы, однако без вовлечённости Российской академии наук в регулирование вопросов не только фундаментальной, но и прикладной науки технологического прорыва не добиться. Важно, чтобы РАН определяла и координировала тематику всех научных исследований в стране, исключая дублирование и неактуальность.
Какова Ваша позиция?
М.Мишустин: Спасибо, Оксана Генриховна.
Нам важно, конечно, чтобы Российская академия наук… Геннадий Яковлевич (Г.Красников – президент РАН) очень активный человек, он работает по всем направлениям. Кстати, проводит очень много времени с Правительством, присутствует на всех стратегических сессиях и в том числе приглашает ведущих академиков и членкоров Академии наук. Но важно, чтобы РАН не только была экспертной площадкой, но и была встроена в систему государственного управления наукой.
Был подготовлен список приоритетных направлений научно-технологического развития. Он в том числе включает перечень важнейших наукоёмких технологий. Проведена экспертиза национальных проектов технологического лидерства. Мы вместе здесь работаем. Сейчас по космическим исследованиям также ведём большие консультации. То есть РАН теперь играет ключевую роль. В том числе и в экспертизе учебников, учебных пособий для школ. После экспертизы академии – а она обязательна – мы можем быть уверены, что сейчас в школьных учебниках достоверная, актуальная информация и научно обоснованная. И что она соответствует интересам государства и государственным стандартам и государственным программам.
В.Володин: Уважаемые коллеги, давайте поаплодируем – за такую поддержку. Кстати, у нас присутствует президент Российской академии наук на заседании – Красников Геннадий Яковлевич. Я думаю, что ему это тоже приятно слышать. То, о чём говорит Михаил Владимирович, абсолютно правильное и долгожданное решение, которое позволит многие проблемы решить в сфере развития науки. Спасибо, Михаил Владимирович.
М.Мишустин: Хочу Геннадия Яковлевича поблагодарить. Потому что тот энтузиазм, активность, профессионализм, с которыми он взялся выполнять…
В.Володин: Давайте мы все его поблагодарим.
М.Мишустин: Это дорогого стоит – активнейшее вовлечение.
В.Володин: Помочь ему надо.
М.Мишустин: Так и есть. Для этого создан научно-технический совет при Комиссии по научно-технологическому развитию, который возглавляет Геннадий Яковлевич, президент РАН. При участии НТС
В.Володин: Это очень важно. И самое главное, что это наши учебники. Потому что мы помним то время, когда в 90-е годы всё заполонили эти соросовские проплаченные учебники, которые перевирали историю. Поэтому, Михаил Владимирович, спасибо. На одной волне с депутатским корпусом.
М.Мишустин: Позвольте, я ещё два момента скажу. Это важно. Впервые Академия наук Российской Федерации руководит деятельностью ВАК – Высшей аттестационной комиссии, чего не было много лет. Она принимает решения – напомню, если кто‑то не знает, – о присуждении учёных степеней кандидатов и докторов наук. И кроме того, для обеспечения доступа к научной информации, редакционно-издательской деятельности передаём РАН Российский центр научной информации и издательство «Наука». Соответствующий законопроект внесён в Государственную Думу. Надеюсь, что вы его поддержите.
Так что, мне кажется, что именно в этих направлениях мы, Оксана Генриховна, продолжаем развиваться.
В.Володин: Михаил Владимирович, мы также поддержим, если вы внесёте предложение увеличить надбавки за степень кандидата и доктора наук. Это будет стимулировать приход в науку молодёжи. И конечно, кадровый потенциал Академия наук усилит.
Вопросы и ответы – о педкадрах
И.Белых (член фракции «Единая Россия»): Уважаемый Михаил Владимирович, в Вашем докладе отражены шаги Правительства по поиску решений первоочередной задачи для всех отраслей – это преодоление дефицита кадров. Тема качественной подготовки кадров – на особом контроле у Председателя Государственной Думы. Всегда критически важно осознать, а главное, признать уровень и глубину проблемы, чтобы выстроить маршрут поиска решений. Для «Единой России» подготовка кадров – важнейшая тема. Вы подтвердили, что нам вместе предстоит преодолевать тренд, когда предприятиям проще брать работников с рынка труда, не вкладываясь в их обучение. С одной стороны, старение и уход опытных кадров, с другой – у молодёжи рабочие специальности не популярны. Проблема касается не только среднего профобразования. Сверхважна задача подготовки педагогических кадров.
Если можно, Ваша позиция по теме получения двух специальностей в профильных вузах, одна из которых – учитель по профилю. Поддержит ли Правительство этот подход?
М.Мишустин: Спасибо большое, Ирина Викторовна.
Первое. Мы поддерживаем предложение по введению второй педагогической специальности в непедагогических вузах, и спасибо Вам за такой вот диалог. Я в деталях ознакомился с Вашими предложениями. Мы перезагрузку профессионального образования начали с приоритетных направлений.
Вот профессионалитет сегодня – для подготовки рабочих кадров. Это, наверное, самое важное сегодня. Передовые инженерные школы, квалифицированные инженеры – это всё как раз элементы технологического и промышленного суверенитета страны. Для подготовки учителей качественно утвердили концепцию подготовки педагогических кадров и включили это в национальный проект «Молодёжь и дети». И отдельный федеральный проект «Педагоги и наставники».
В ноябре 2024 года утвердили комплексный план по получению бесплатно дополнительной педагогической квалификации всеми студентами, которые по программам высшего образования обучаются по математике, по естественным наукам, по техническим наукам.
Сейчас у нас в более чем 300 университетах реализуется программа по направлению «Образование и педагогика». И начнут уже с 1 сентября этого года реализовываться педагогические модули для непедагогических специальностей. Это позволит через 4–6 лет привлечь на работу в школы и в колледжи учителей по профилю, которые обладают научными, профессиональными знаниями по этому предмету.
Предложение отличное. Будем продолжать работать. Спасибо.
Вопросы и ответы – об университетских педагогах
О.Смолин (член фракции КПРФ): Уважаемый Михаил Владимирович! Недавно Госдума посвятила большой правительственный час кадровым проблемам в образовании и медицине. Проблемы более чем серьёзные. И мы ждём реакции Правительства на решение парламента. Но есть группа педагогов, о которой на правчасе практически не говорили, это преподаватели вузов. Стране предстоит переход на новую национально ориентированную систему высшего образования. И кадровая проблема здесь является ключевой. Между тем зарплаты начинающих преподавателей по‑прежнему низкие, а надбавки за учёные степени и звания явно недостаточные.
Вопрос. Что делает или предполагает в ближайшее время сделать Правительство для повышения статуса преподавателей высшей школы при переходе на национально ориентированную систему высшего образования?
М.Мишустин: Олег Николаевич, спасибо.
Первое. У нас в Стратегии развития образования самое большое и концентрированное внимание было уделено учителям и преподавателям вузов. В первую очередь надо снизить на них бюрократическую нагрузку, надо, чтобы они готовили специалистов да меньше бумажек писали. Разработали новые, современные направления подготовки, назову несколько: робототехника, инженерия, новые материалы, химия и так далее. Там нужны преподаватели.
По зарплате. С 1 сентября 2024 года по поручению Президента мы уже повысили на 25% оплату труда примерно 8 тысячам преподавателей фундаментальных дисциплин в 50 инженерных вузах. Сейчас скажу, в чём проблема.
Помните, когда говорили про математиков, физиков, химиков, кому надо повысить? Мы взяли классификаторы и посмотрели. Теория систем, теория управления – а им не повышать? Рядом математик, математический анализ преподаёт и функциональный анализ.
Вот товарищ Мельников прекрасно знает о том, насколько важны разные специальности. И это не просто математика, физика, химия, как раньше было, а это сотни специальностей, с которыми мы кропотливо разбирались, средства‑то нужны на всех. 8 тысяч сделали.
Далее. Взяли университеты и институты по «Приоритету-2030», там тоже своя программа есть. Около 119 вузов, если мне не изменяет память, в этой программе. И в рамках эксперимента направили туда 5,6 млрд рублей в 2024 году из общего объёма примерно 32 млрд, которые пошли на выплату профессорско-преподавательскому составу, а решение вузам дали принимать самостоятельно. Это все почувствовали. Мы специально измеряли обратную связь. Это мы поддержали, по решению Президента, фундаментальных преподавателей.
Что касается повышения справедливости глобально в рамках разрабатываемой отраслевой системы оплаты труда, мы это делаем. В первую очередь предоставляем на сегодняшний день все элементы стимулирования: гранты, жилищные сертификаты, правовую защиту совершенствования для учителей. Но для профессорско-преподавательского состава и для научных работников мы делаем отраслевую систему оплаты труда, которая будет направлена, об этом все говорили, на снижение дифференциации оплаты труда по одинаковым должностям и на унификацию перечня выплат.
Татьяна Алексеевна лично этим занимается. У нас идёт активная работа, чтобы это выравнивать. Это непростой вопрос.
В.Володин: Спасибо, Михаил Владимирович, за понимание. Но вот мы все сошлись во мнении: растёт качество образования – растёт количество технологий, растёт количество технологий – развивается экономика. Государство становится сильнее. И наоборот.
Но если мы не будем мотивировать людей идти в науку, если мы не будем повышать качество образования в школах… А у нас в сельских школах, по данным Счётной палаты, не хватает 29% учителей. И замещают предметников теми, кто дистанционно, как правило, получает справку о том, что вчера он был учителем труда или физкультуры, а через два месяца стал преподавателем математики или физики. Это не нормально, это не приведёт к повышению качества.
Нам надо вместе с Правительством начать с первого – признать проблему. Счётная палата эту проблему обозначила, Президент подтвердил и ещё раз сказал о том, что у нас не хватает математиков порядка 30% и 26% не хватает учителей физики. Поэтому нам надо мотивировать идти именно на эти специальности в педагогические вузы, профильные.
Поэтому если с вашей стороны будет такая поддержка, мы уже, выстраивая диалог с профильными министерствами, министрами, постараемся сделать всё для того, чтобы ситуация поменялась к лучшему.
Выступления лидеров фракций
Г. Зюганов (КПРФ)
Для нас абсолютно недопустимо ослабление науки и образования, что привело к технологическому отставанию. Посмотрите, какие документы на будущее сейчас принял Китай. И тот же Трамп вместе с Маском – они, американцы, приняли решение 500 млрд вдуть в искусственный интеллект и новейшие технологии. Они и сейчас впереди нас. Мы должны всё сделать для того, чтобы существенно нарастить эти затраты даже в условиях военных действий. Для этого у нас есть возможности.
Когда мне говорят, что можно построить современное образование, вкладывая 3,5%, – это нонсенс. Советская страна, когда фашисты стояли под Москвой, вкладывала 6%, а в 1950 году каждый пятый рубль шёл на науку, образование, и мы в результате сумели преодолеть ядерное отставание и создать ракетно-ядерный паритет. Нам на этом направлении придётся удваивать свои ресурсы. Считаю, тот закон, который предложили Алфёров, Мельников, Кашин, Афонин, Новиков, Останина, Савицкая, давно должен быть принят. Это закон «Образование для всех», который активно поддерживает МГУ и наши товарищи.
И очень важно, что касается деградации кадров. Насущные и главные проблемы могут решить только профессиональные кадры. Это вопрос выживания нашей страны. Сейчас идёт соперничество.
Посмотрите, почему Китай рванул вперёд: всё взял из великой советской науки. Посмотрите, кто победители в математике, программировании и так далее, стоят они на пьедестале и в Америке, и в Китае, посмотрите их программу на ближайшие 10 лет, вы просто ахнете. Там увеличение в разы на то, что их двигает вперёд, собственно говоря.
Я считаю, что у нас премьер-министр в этом отношении абсолютно современный человек, потому что он сам системщик, он знает производство, он уже в электронику 100 миллиардов нашёл в первый год, когда и невозможно было решать. Но нам надо там наращивать и вытащить свои кадры. Миллион 100 тысяч наших великолепных специалистов бродит по планете, их сейчас преследуют русофобы и прочие. Позовите, приедут, но для этого надо определить, где, что и когда. Мы же приглашали и решали эти проблемы. У нас уникальный опыт, начиная от приглашения тех, кто нам спроектировал 500 заводов и 100 городов. Давайте решим эту проблему, давно лежит записка на столе, и Президент соглашался.
Ну и впереди у нас 80 лет Победы. Я ещё раз призываю от всех. Есть ещё морально-политическая атмосфера. Если снова полезут забивать Мавзолей, если снова не вернут Сталинграду подлинное имя, надо прилетать вам, поедем все вместе. Аэропорт Сталинград, город Сталинград. Побеждали, воевали за Сталинград и награды получали, люди все поймут. Нам надо встречать этот юбилей достойно.
Мы пригласили более сотни стран на антифашистский форум, они к нам приедут. Приглашаем и Правительство принять в этом участие.
Алексей Нечаев («Новые люди»)
Научиться делать всё самим – это недостаточно. Нужны такие победы, которые рождают технологическое лидерство, как первый полёт в космос и как наш мирный атом.
Коллеги подходили, говорили, как эффективно стал работать думский комитет по туризму, который возглавляет наш депутат Сангаджи Тарбаев. Я спрашиваю его: «В чём тут дело?» Он говорит: «У меня простой секрет – помощников заменил на искусственный интеллект. Настроил нейросеть под себя, и теперь она всё делает быстрее и лучше».
Вопрос: чей искусственный интеллект будет всё это делать? Наш или западный? Или с Востока?
Если мы хотим, чтобы были наши собственные разработки, нельзя терять время. У нас есть федеральный проект по искусственному интеллекту. Уже несколько лет действует. Сейчас его проапгрейдило Правительство. Но в этой сфере сегодня всё меняется буквально каждые две недели. 14 марта мы провели в Думе круглый стол по искусственному интеллекту, были коллеги из других фракций. Проблема, что до сих пор нет единого центра принятия решений и координации, во многом каждое министерство работает по своей программе, и сейчас многие предприниматели даже не очень хотят, не очень рискуют в эту сферу заходить.
Что нужно сделать? Первое – это работа с данными. В искусственном интеллекте данные даже важнее денег, потому что от них зависит сила нейросети, и у нас в России с этим большие проблемы. Персональные данные мы защищаем строже всех в мире, но, кстати, по утечкам – тоже мы в лидерах. В итоге нашим разработчикам даже обезличенные данные не дают.
Да, мы с вами приняли вместе в прошлом году 233-й Федеральный закон, который должен создавать составы данных для обучения нейросетей. Но теперь нужно сделать так, чтобы как можно больше информации для обучения было доступно разработчикам. Большой объём данных может стать конкурентным преимуществом России, для этого мы предлагаем создать открытый банк обезличенных данных для наших разработчиков, поручить операторам системно его пополнять, тогда сможем учить наши нейросети быстрее и качественнее всех в мире.
Второе – это разработки… разработчики. Сегодня большие компании живут отдельно, соревнуются друг с другом, научные организации – отдельно, а нужно кооперироваться, чтобы делать общее дело. Есть модели, созданные и обученные нашими лидерами, компаниями-лидерами – «Сбером», «Яндексом», а есть нейросети, разработанные на основе модели с открытым кодом, обученные энтузиастами. И сейчас мы видим, что эти модели уже способны конкурировать с большими серьёзными продуктами, в которые вложено много денег. И вот таких энтузиастов надо поддерживать. Им не столько деньги нужны, сколько данные и мощности.
О мощностях. У вузов есть суперкомпьютеры, есть ресурсы у майнеров. Давайте сделаем какую‑то форму социальной нагрузки, чтобы часть мощностей, там, например, 3%, даже для начала 1%, они отдавали разработчикам бесплатно для экспериментов, чтобы будущее было доступно каждому, кто хочет в этой сфере играть. И всё это – малая часть тех межведомственных сложных вопросов, которые на круглом столе обсуждались.
У нас сейчас нет времени, чтобы что‑то рассусоливать, нужно вместе работать и дать свободу тем, кто двигает страну вперёд.
Вячеслав Викторович, Михаил Владимирович, чтобы проделать эту работу, предлагаю в июне провести в Госдуме парламентские слушания по искусственному интеллекту и по его развитию.
В.Володин: Михаил Владимирович, давайте поддержим такое предложение, потому что на самом деле Алексей Геннадьевич правильно говорит, нам надо сформировать правовое поле для более эффективного развития технологий, тем более искусственного интеллекта.
И, Михаил Владимирович, вот Вы в этом хорошо понимаете, коллеги, у нас нет базового закона. Вот сейчас показывают – роботы бегают, машины запускают. Базовый закон – отношения робота и человека – где он? Вот сейчас любое открытие, любой запуск даже тестового проекта, на улицу не выпустите, потому что случись что – будет проблема. Поэтому нам важно подготовить базовое законодательство, которое создаст условия именно в нашей стране, чтобы сюда изобретатели приехали, и здесь могли себя реализовать те, кто в других странах не может. Правильно говорит Алексей Геннадьевич. Поэтому нам надо не только провести слушания по этому вопросу, но и выработать предложения, для того чтобы как можно быстрее сформировать законодательное поле, если хотите, вот такой основополагающий закон в этом вопросе – отношения робота и человека, человека и робота.
Так или нет, Алексей Геннадьевич?
А.Нечаев: Спасибо.
В.Володин: Наедет машина с роботом на кого‑то, и что будет? Об этом речь идёт, вот эти все вопросы надо урегулировать прежде.
Подробнее. http://government.ru/news/54597/