ВЦИОМ проверил у россиян знание школьной программы по истории.

Результаты опроса показали:
– 50% россиян знают, что крепостное право отменили в XIX веке;
– 90% знают о том, что противниками СССР во Второй мировой войне были страны «оси» — Германия, Италия, Япония;
– 73% назвали участников Бородинского сражения;
– 57% смогли назвать первого президента СССР Михаила Горбачева;
– 46% вспомнили, что фамилия Петра I — Романов;
– 19% сказал, что первого князя Древней Руси звали Рюрик;
– 23% ответили, что в 1917 году большевики свергли временное правительство.

Научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков прокомментировал для НОП данные опроса:

Что можно сказать? Первое, что приходит на ум,что события, связанные с Великой Отечественной войной, более узнаваемы и известны нашему молодому поколению. Это неудивительно, поскольку у нас за последние годы интерес к Великой Отечественной, к Победе советского народа в войне, безусловно, возрос. События, связанные с СВО, так или иначе напоминают и сражения Великой Отечественной войны. Как и тогда, мы отражаем коллективную агрессию Запада. Тогда это было под нацистской свастикой, сегодня это в рамках НАТО, которое помогает киевскому режиму. Понятное дело, что здесь интерес обусловлен, прежде всего, событиями сиюминутными, которые происходят на наших глазах, и ведь на наших глазах действительно пишется история.

Что касается событий более отдалённых, включая те, которые относятся уже к более древним векам. Кто был первым князем Древней Руси, ответили только 19% респондентов. Это все, конечно, от общего, как представляется, недостатка образования, которое существует у нашего молодого поколения, которое стало проявляться и в 90-е годы, а вот его последствия мы ощущаем до сих пор. Общее снижение образовательного уровня учителей, их подготовки, недостаточного внимания к истории, наличие гигантского количества учебников по истории России до недавнего времени — более 60.

Расхлябанность, которая до недавнего времени присутствовала в образовательном процессе, и отсутствие, я бы даже сказал, того воспитательного момента, который должен всегда присутствовать в истории, тем более, в истории Отечества. Это все сказывается. Надеюсь, что новые единые учебники по истории России, всемирной истории, которые вышли уже для 10–11 классов, 1 сентября 2025 года уже выйдут для 5-9 классов, будут, во-первых, навигатором и для учеников, и для учителей по основным событиям нашей истории, моментам, которые необходимо подчеркивать. Они написаны интересным языком, учебники приятно почитать и детям, и взрослым. И, конечно же, все те методические материалы, которые сопровождают эти учебники, сейчас мы подготовили и издали учебные пособия по военной истории России. Все это вкупе должно оказать благотворное влияние на образовательный процесс. И неутешительные цифры, которые мы видим, в ближайшее время изменятся в лучшую сторону.

Хотя здесь дело не только в учебниках, а в первую очередь в учителях, дело в системе подготовки учителей в специальных педагогических институтах, дело даже местных властей, которые должны постоянно заботиться обо всем образовательном процессе, включая и историю. Это очень серьезное дело, за которое должны, что называется, браться всем миром. И, конечно же, воспитательно-образовательный процесс не замыкается только в рамках школы, стен школы или парты, где сидит ученик, а перед ним учитель. Это посещение музеев, это посещение выставок, знакомство с историей в самом широком плане, чем РВИО и занимается, организуя программу «Дороги Победы». Это все должно быть ежедневно на контроле и у местных властей, и конечно, у профильных региональных министров. А мы в этом будем только помогать.