Определены поводы для гордости за российскую науку
Наука носит интернациональный характер, но научные достижения национальны. Гордость за научные достижения страны тесно связаны с понятием патриотизма — к такому выводу пришли эксперты в рамках сессии «Наука как национальная гордость» на IV Конгрессе молодых ученых.
В обновленной Стратегии научно-технологического развития одним из основополагающих принципов названо патриотическое воспитание российских ученых. На Конгрессе молодых ученых эксперты определили поводы для гордости за отечественную науку и рассказали, как воспитывать патриотически настроенных молодых ученых.
Заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Александр Ведехин отметил:
Патриотическое воспитание и формирование духовно-нравственных ценностей относятся к вопросам идентичности. Молодой ученый, как и любой гражданин России, идентифицирует себя россиянином. В сочетании с научными интересами это становится культурным кодом российской науки в процессе обеспечения преемственности интеллектуального и ценностно-мировоззренческого развития научных кадров.
Он добавил, что вопросам воспитания и формирования духовно-нравственных ценностей в университетах Российской Федерации уделяется большое внимание: реализуется проект «ДНК России», курс по Основам российской государственности, инициатива «Обучение служением», курс по истории для неисторических специальностей, Ассоциация студенческих патриотических клубов «Я горжусь» и другие.
Ассоциация студенческих патриотических клубов «Я горжусь» впервые представила данные интернет-опроса среди молодых ученых на тему «Наука и патриотизм» на IV Конгрессе молодых ученых. Данные опроса:
1. Как молодые ученые воспринимают патриотизм? (420 голосов)
- 34% – Это важная часть моей идентичности;
- 24% – Патриотизм может быть выражен через науку.
2. В какой области наук Вы чувствуете гордость за национальные достижения? (427 голосов)
- 36% – Технические;
- 19% – Естественные;
- 16% – Медицинские;
- 9% – Сельскохозяйственные;
- 9% – Общественные;
- 12% – Гуманитарные.
3. Как Вы считаете, влияет ли научная деятельность на рост патриотических настроений в обществе? (440 голосов)
- 52% – Да, наука укрепляет патриотизм.
4. Как Вы оцениваете роль научного сообщества в укреплении чувства патриотизма в обществе: должно ли оно влиять на этот процесс? (396 голосов)
- 35% – Должно активно содействовать распространению патриотизма;
- 34% – Должно, но сдержанно.
5. Насколько, по Вашему мнению, интересы научного сообщества сейчас связаны с интересами государства? (412 голосов)
- 39% – совпадают в значительной степени.
6. Как Вы относитесь к теме патриотизма в контексте научной карьеры? (526 голосов)
- 39% – Я считаю, что наука должна быть интернациональной и вне политики;
- 37% – Это важная составляющая профессиональной этики.
Результаты интернет-опроса прокомментировал руководитель Ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь» Никита Зинков:
52% уверены, что наука укрепляет патриотизм. Мы это объясняем через призму деятельного патриотизма, потому что ученый — это человек, который через свою исследовательскую деятельность укрепляет свою страну. Наука создает те научные достижения, которые формируют гордость за Родину и делают ее сильнее, поэтому это укрепляет патриотизм.
Про патриотизм в контексте научной карьеры 39% ответили, что наука должна быть интернациональной и вне политики. Думаю, что эти цифры отражают определенный внутренний протест на попытки «отмены российской науки» в недружественных странах. Ученый — это человек мира и для Мира.
Евгения Долгова, директор Центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ, лауреат Премии Правительства Москвы молодым ученым за 2023 год, выделила 7 поводов для гордости за российскую науку. Она рассказала, что российская наука опирается на советский опыт и ранее принятые управленческие решения.
Евгения Долгова поделилась:
Именно в России в 1930-е годы появилось то, что называется «большой наукой» — когда наука превращается из частного занятия в большую индустрию знаний. У нас «большая наука» была тесно связана с индустриализацией. Второй тезис — нашу науку называют «наука большой страны» — у нас самая протяженная сеть научных организаций и самое протяженное научное сообщество: каждый четвертый ученый ассоциировал себя с наукой советской или российской. Тезис третий — что дала советская наука миру? — опыт беспрецедентного планирования. Советские пятилетки ввели в оборот оперативное планирование, при Хрущеве развилось деление на текущее и долгосрочное планирование, в поздний советский период появилось понятие комплексного долгосрочного планирования.
Четвертым поводом для гордости является опыт реализации прорывных проектов – ГОЭЛРО, атомного проекта, космической программы.
Она отметила, что советские научные школы сформировали преемственность в российской науке, это легло в основу научного наставничества. Еще один повод — успешная кадровая политика. Долгова подчеркнула роль советского кинематографа в утверждении позитивного образа науки и профессии ученого. Современный российский кинематограф перенимает этот опыт, делая его одним из приоритетов.
Один из актуальных трендов в профессии ученого — воспринимать науку как индивидуальную профессиональную траекторию. В СССР культура научного труда носила коллективный характер. В настоящее время тренд на индивидуализм в науке размывается.
После Великой Отечественной войны зародилась идея о том, что наука носит интернациональный характер, но научные достижения национальны. Автаркия в науке была характерна не только для СССР, но и для всех европейских стран.
Председатель Совета молодых ученых Российской академии образования, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, доцент факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова Никита Краснощеков уверен:
Истинный патриотизм воспитывается крупными научными открытиями. Патриотизм воспитывается конкретных событиях, тогда у нас и возникает чувство гордости за страну.
Научная школа Российской академии образования больше внимание уделяет периоду 1990-х годов, на который приходится разворот к западным стандартам в системе образования.
Никита Краснощеков добавил:
У нас произошел сдвиг эпох — 1990-е годы связаны с распадом СССР, когда мы восприняли индивидуалистичный подход. Мы отреклись от советского подхода. Сейчас мы возвращаемся к вопросу о национальной идентичности и гордости, к тому историческому опыту, который был в советское время. Мы идем в правильном направлении, закладывая эти ценностно-мировоззренческие основы.
Как представитель Российской академии образования он считает, что обсуждение научных достижений и разработок в рамках уроков «Разговоры о важном» помогут укрепить чувство патриотизма у школьников. Значительное влияние на формирование мировоззрения у молодежи также оказывают медиа и СМИ.
Наука на практике — это лаборатории и достижения, которые составляют богатое мировое научное наследие.
Доцент Научно-исследовательского ядерного университета МИФИ, старший научный сотрудник Экспериментального комплекса НЕВОД, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию Егор Задеба считает:
Патриотизм в университете это про то, как мы взращиваем научные коллективы. Он закладывается делами. Установки мегасайнс формируют инфраструктуру, чтобы ученый мог себя реализовать в деле. Мы знаем примеры научных школ, которые складывались десятками и даже сотнями лет. Это не только про науку, это еще и про традиции, и про преемственность — все те вопросы, которые составляют базу воспитания. Вряд ли можно было бы говорить о формировании таких научных школ, если бы в них не работали преданные своему делу исследователи, которым важно, чтобы дело их жизни продолжало жить и после них. Это и есть воспитание патриотизма в научной среде.
Задача вуза — выращивать интеллектуальную элиту страны.
Проректор Национального исследовательского университета «Московский государственный строительный университет» Армен Тер-Мартиросян отметил:
Патриотизм — это не профессия, но даже, когда мы говорим про технологический суверенитет и его роль для социально-экономического развития страны, мы говорим о патриотах, которые хотят и готовы свои профессиональные компетенции инвестировать в будущее своей страны.
Нельзя заставить быть патриотом, но показать величие страны и ее возможности — можно. Поэтому в исследовательской среде патриотизм зачастую «куется» именно в лабораториях.
Эксперты пришли к выводу, что наряду с выявлением талантливой молодежи в науке большое значение имеет патриотическое воспитание.