Наука для прогресса – президент и ученые после #КМУ2024
Научный калейдоскоп. Президент Владимир Путин начал с напоминания о ключевых задачах: высокотехнологическое производство, инженерные кадры, 2% от ВВП на науку к 2030 году. Глава государства допустил, что данные показатели будут достигнуты ранее. Он подчеркнул: именно наука создаёт условия для прогресса.
Глава государства высказался за то, чтобы цифровизация не приводила к безработице.
Традиционно президент включал в диалог Андрея Фурсенко. Как выяснилось, тот был против этой встречи с учеными, но Владимир Путин настоял:
[Андрей] Фурсенко не хотел, чтобы мы встречались, едва уговорил его. Едва уговорил.
В причинах подобных обстоятельств разобраться достаточно сложно, но Андрей Фурсенко традиционно лоббирует встречи с мегагрантниками.
Далее помощник главы государства вносил пояснения по разным кейсам. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков также давал исчерпывающие комментарии по разным вопросам дискуссии. Все пожелания главы государства будут учтены в программах, курируемых ведомством.
Глава государства также предложил добавить талантливых школьников в КМУ.
Выступавшие хвалили Конгресс молодых ученых, в первую очередь, за атмосферу и насыщенное общение. Проректор НИТУ МИСИС Андрей Воронин исполнил свою мини-мечту:
Мы сделали даже рок-группу, состоящую из членов корсовета и лидеров крупнейших технологических компаний.
В первой половине встречи львиную долю времени получил Александр Гасников – ректор университета «Иннополис». Раз за разом президент не давал ему окончить речь. В итоге поговорили о многом: музее математики, прорывов школьников, прогнозировании по многим критериям и, в частности, о статистике.
Серьезным кейсом обсуждение расхождений между статистикой и реалиями. Проблема не новая, но оттого не менее важная. Касается она сферы и образования, и науки. И там, и там стараются представить радужную картины для выполнения показателей, получения грантового финансирования и т.п. Реалии же – намного более печальны.
О тех, кто занимается такими «приписками», президент сказал, что они пишут свои заявки и отчеты:
Иногда – для науки, иногда – для прокуратуры.
Это логичным образом укладывается в волну задержаний представителей руководства сразу нескольких университетов по обвинению во взятках и растрате.
Еще раз тема статистики появилась, когда климатолог Ирина Оберемок сообщила, что толком нет статистики по доли естественного выброса метана в атмосферу, а имеющиеся данные «размазаны».
Президент отреагировал:
Размазанная статистика. Вы о статистике говорили? Посчитайте вместе с коллегами. Я не шучу, это серьезно. Это очень серьезная вещь.
Океанологу Татьяне Поливановой президент посоветовал наладить связи с [Тихоокеанским океанологическим институтом ДВО РАН]. Также глава государства послал сигнал крупному бизнесу, который работает в Арктике поддержать проект [и не только его] организационно и финансово. Президент обещал, что на океанологию «поскребут по сусекам».
Максим Патрушев из Курчатовского института остановился на генетике. Сказал он и про недавно подписанный президентом закон о биоресурсных коллекциях.
Президент вспомнил, как шло обсуждение этого закона – практически в битвах. И все-таки акт появился. А коллекции будут отражены в Национальной базе генетической информации, которую делает Курчатовский институт.
Прозвучало еще одно предложение – вместо научных журналов (которые де развивать невозможно) сделать одну большую базу данных с ускоренным обменом научной информацией и наукометрией. К сожалению, автор предложения не учел, что сейчас научный журнал скорее выступает гарантом экспертизы и качества статей, нежели исключительно формой распространения.
А вот в чем Максим Патрушев прав и чем согласился президент:
Математике, как, наверное, и всему, нужен маркетинг. Ее надо уметь продавать тоже.
В значительной степени о маркетинге научно-образовательной сферы посвящено все Десятилетие науки и технологий.