Популяризация науки стала важнейшей задачей в современном обществе. В России появляются новые проекты, посвященные научной работе, но контента на онлайн-платформах и в социальных сетей очень много. Как привлечь и удержать внимание аудитории к проектам, популяризирующим науку? Эту тему обсудили на сессии «Популяризация науки через контент. Как удержать внимание зрителя?» в рамках IV Конгресса молодых ученых.

Рост популярных форматов

  • Сериалы и веб-сериалы о научной работе стали популярными в России.
  • На RuTube, ВКонтакте, Premier и других платформах появляется все больше научно-популярного контента.

Вызовы в продвижении научного контента

  • Сложность восприятия: люди привыкли к развлекательному контенту, а научные проекты требуют концентрации внимания.
  • Необходимость поддержки в течение 5-15 лет и постоянной популяризации науки.

Целевая аудитория
Одна из целей сегодня – привлечь молодые таланты в науку. То есть, со школьной скамьи важно рассказывать о науке и объяснить как, зачем и почему в нее идти.

  • Важно разговаривать со школьниками и подростками для формирования интереса к науке с раннего возраста.
  • Необходимо привлечь внимание молодежи к тем индустриям, которые нужны государству.

Алексей Федоров, руководитель научной группы Российского квантового центра «Квантовые информационные технологии», заместитель председателя научного комитета премии «ВЫЗОВ», для НОП:

Я занимаюсь квантовыми технологиями и про эту область еще 10 лет назад не так хорошо знали, поэтому я органически занялся её освещением. Мне важно рассказывать широкой общественности, почему мы выбрали это направление, какие перспективы мы видим, почему мы ими занимаемся. Так рождалась идея популяризации, то есть, рассказ о том, что у нас происходит, потому что мы глубоко верим, что квантовые технологии изменят наш мир и нам хочется этим поделиться.

Если говорить про практические результаты: сегодня действительно очень много ребят, которые к нам приходят, узнают впервые про квантовые технологии будучи, например, в школе, на первых курсах, послушав какой-либо научно-популярный контент. Узнав про направление – приходят в лабораторию, начинают всем интересоваться, спрашивать.

Ребятам интересно, что лекции ведет не просто неизвестный преподаватель, а тот, который, помимо своей образовательной и научной деятельности, занимается популяризацией. Это определённая точка притяжения для учёных.

Стратегии продвижения научного контента

Интеграция в образовательные процессы

    • Инклюзивный подход: интеграция научного контента в школьную программу и дополнительное образование.
    • Создание интерактивных материалов для разных возрастных групп.

    Совместная работа со СМИ

      • Партнерство с популярными блогерами и медиа-издателями для расширения аудитории.
      • Создание совместных проектов, комбинирующих научные данные и развлекательный формат.

      Использование современных технологий

        • Применение VR/AR-технологий для создания иммерсивных научных экспериментов.
        • Разработка мобильных приложений для изучения науки «по карточке».

        Давид Кочаров, генеральный продюсер Rutube, для НОП:

        Связка медиа, телевидения и науки не крепка, она только начинает развиваться, на мой взгляд. Научпопы были и у нас в СССР, и в России есть федеральные телеканалы, которые делали научпопы, и документалки об ученых. Но мне кажется, они были направлены на более возрастную аудиторию, которая уже сама знает, что хочет, и хочет это посмотреть. Сейчас, то, что мы обсуждали, то, что делает Институт развития интернета – то же делаем мы. Мы пытаемся привлечь новую аудиторию. Но сейчас, я так скажу, это «конфетно-букетный период», поэтому он яркий и всем нравится.