Цифровизация в дополнительном профессиональном образовании
В Центре культур НИУ ВШЭ стартовал 1-й Московский форум ДПО «Вызовы цифровизации и новые университетские решения».
Сегодня цифровизация в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО) становится не просто актуальной темой, а необходимостью, продиктованной изменениями в обществе и на рынке труда. В условиях стремительного развития технологий и глобализации, образовательные учреждения сталкиваются с новыми вызовами, которые требуют быстрой адаптации и внедрения инновационных решений.
Основные аспекты цифровизации
Цифровизация стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Участники отметили, что за последние пять лет технологии значительно изменили подходы к обучению, включая внедрение искусственного интеллекта и цифровых ассистентов, которые помогают в рутинных задачах преподавателей.
Преимущества цифровизации:
- Гибкость и доступность: цифровизация позволяет сделать образование более доступным для различных групп населения. Это создает возможность для индивидуализации обучения и адаптации программ под конкретные потребности студентов.
- Экономия ресурсов: использование технологий снижает затраты на обучение и позволяет оптимизировать процессы.
- Интерактивность: цифровые платформы предлагают новые форматы взаимодействия между преподавателями и студентами, что способствует более эффективному обучению.
Галина Можаева, заместитель первого проректора НИУ ВШЭ, прокомментировала эксклюзивно для НОП:
На мой взгляд, уровень цифровизации зависит от конкретной организации, от компании, занимающейся дополнительным профессиональным образованием. Рынок ДПО действительно очень широк. Если говорить о тех компаниях, которые сегодня все активнее доминируют на этом рынке, то там можно встретить интересные цифровые решения. Уже применяются цифровые помощники на основе нейросетей и многое другое.
Что касается корпоративных университетов, то там также наблюдается высокий уровень технологических решений и цифровизации различных бизнес-процессов, учебной деятельности, маркетинга и так далее. И как ни странно, корпоративные университеты выходят на открытый рынок. Они уже занимаются не только повышением квалификации своих сотрудников.
Однако если мы обратим внимание на ситуацию в российском ДПО, то она выглядит довольно печально. К сожалению, ДПО во многих российских университетах является второстепенным видом деятельности. Основное обучение и высшее образование хорошо оцифрованы, а вот в ДПО средства на развитие выделяются по остаточному принципу, и технологический прогресс здесь идет очень медленно.
В этом контексте то, что мы сделали в Высшей школе экономики за последние два года, можно назвать уникальной историей. Мы оцифровали буквально все процессы ДПО: от создания маркетплейса и точки входа для клиента до знакомства с каталогом программ, создания личного кабинета и оформления покупок через корзину. Мы также оцифровали все организационные процессы — формируем приказы, справки и выходные документы в электронном виде и отправляем их в личные кабинеты.
Таким образом, все бизнес-процессы ДПО интегрированы с цифровыми сервисами Высшей школы экономики, такими как бухгалтерский учет, система электронного документооборота, LMS и CRM. Это позволяет нам сейчас говорить об изменении наших процессов и акценте на качестве ДПО — для нас это главная тема. Мы надеемся, что наши сотрудники будут тратить все меньше времени на рутинные задачи и все больше заниматься творчеством, качеством, креативностью, продвижением и продажами.
Недостатки и вызовы:
- Качество образования: существуют опасения по поводу снижения качества контента и преподавания из-за быстрого перехода на цифровые форматы.
- Отсутствие личного контакта: многие участники выразили беспокойство по поводу недостатка личного взаимодействия между преподавателями и студентами, что может негативно сказаться на образовательном процессе.
- Киберугрозы и безопасность: вопросы безопасности данных становятся все более актуальными в условиях увеличения онлайн-обучения.
Во время сессии прошло интерактивное голосование, в котором участники могли оценить ключевые плюсы и минусы цифровизации. Результаты показали, что большинство участников согласны с тем, что доступность и экономия ресурсов являются основными преимуществами, в то время как отсутствие личного контакта и киберугрозы вызывают наибольшее беспокойство.
Эксперты форума подчеркнули важность адаптации образовательных учреждений к новым условиям. Цифровизация требует от педагогов не только освоения новых технологий, но и изменения подходов к обучению. В частности, необходимо развивать навыки управления образовательными процессами с использованием цифровых инструментов.
В заключение участники форума пришли к выводу, что цифровизация — это не просто тренд, а необходимость, которая требует активного участия всех сторон образовательного процесса для достижения качественных результатов.
НОП — официальный информационный партнер мероприятия.