Поиск ценностей в 600 метрах над уровнем моря
В центре знаний «Машук» в Пятигорске, представители вузов обсудили ключевые векторы воспитательной деятельности.
Пятый поток флагманской образовательной программы «Голос поколения. Проректоры + преподаватели» собрал более 200 участников из 30 российских вузов от Сахалина до Санкт-Петербурга в Центре знаний «Машук». Цель проекта – создать в вузах среду, воспитывающую гармонично развитую личность и формирующую устойчивый ценностный иммунитет у молодежи. Программа включала не только привычные выступления спикеров, мастер-классы и семинары, но и другие форматы: квиз, деловые игры, круглые столы, рефлексию и иммерсивную игру с погружением, где преподаватели вместе решали, каким будет будущий мир с точки зрения ценностей, специальностей и каким будет студент будущего.
И.о. проректора по молодежной политике и воспитательной работе Дарья Ющенкова:
За четыре дня команда каждого университета получила возможность не только пересмотреть свои взгляды на процесс воспитания в вузе, но и спланировать конкретные действия, применимые в работе, а также обменяться опытом с коллегами и даже внести предложения по изменению рабочей программы воспитания своего.
Создание благоприятной среды для раскрытия потенциала студентов – это сложная, но важная задача. Успех зависит от эффективного взаимодействия между администрацией университета и преподавателями.
В своем выступлении замминистра науки и высшего образования Ольга Петрова отметила, что одной из ключевых задач в процессе воспитания и формирования здоровых жизненных ценностей у молодежи является вовлечение студентов в активную общественную жизнь. Именно поэтому так важно создать единую систему воспитания детей и молодежи.
Старший преподаватель ФСГН Татьяна Балуева:
Программа дает возможность обменяться опытом, узнать, как реализуется молодежная политика в других вузах, и поделиться своими наработками. Организаторы создали уникальное пространство для обмена знаниями, идеями и методами, для поиска – и нахождения – единомышленников.
Ассистент направления «Государственное и муниципальное управление» Ирина Мусихина:
Голос Поколения – место, объединяющее преподавателей со всей страны. За время участия в программе удалось найти для себя новые форматы работы со студентами, обрести полезные контакты и вдохновиться. Программа будет полезна не только молодым преподавателям.
Старший преподаватель кафедры физического воспитания Павел Прох:
Очень необычный формат, иногда казалось, что мы попали в сказку! Уверен, что если не участвовать в таких мероприятиях, то невозможно найти единомышленников и создать команду внутри вуза.
И.о. проректора по молодежной политике и воспитательной работе университета «Дубна» Дарья Ющенкова:
Флагманская образовательная программа «Голос поколения. Проректоры + преподаватели» помогла посмотреть на воспитательный процесс, реализующийся в нашем университете, с другой стороны. Рабочая программа воспитания – это, во-первых, не формальный документ, а стратегия и процесс, во-вторых, это не перечень обязательных для университета мероприятий, а описание именно системы возможных форм и способов работы со студентами.
Основа программы воспитания должна способствовать приобщению к ценностям российского народа – так мы воспитаем патриота-гражданина, будущего профессионала, сможем противодействовать негативным явлениям, деструктивному поведению в молодежной среде. При этом важно понимать, что сама по себе программа не является инструментом воспитания: обучающегося воспитывает не документ, а преподаватель – своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет преподавателям скоординировать свои усилия, определить стратегию. Поэтому, на мой взгляд, один из главных вызовов, который стоит перед нашим университетом, – вовлечение как можно большего количества профессорско-преподавательского состава в воспитательную работу со студентами, что мы и планируем реализовать.