Героем интервью стала проректор Казанского государственного энергетического университета, заместитель Председателя Общественной палаты Республики Татарстан, доктор технических наук, Ирина Ахметова.

В интервью о вкладе в будущее энергетической отрасли КГЭУ, новейших разработках, включая создание водородной заправочной станции и разработку базовой модели электродвигателя для российских электромобилей.

1. Вы доктор технических наук и сфера ваших научных интересов лежит в области энергетики, большую часть своей жизни вы посвятили этому направлению. Расскажите, как и когда вы приняли решение связать свою жизнь с наукой и в такой отрасли?
Все подростки рано или поздно задумываются о выборе своей профессии. У меня такой проблемы не было – мои папа и мама всю свою жизнь работали на крупной электрической станции. По вечерам на кухне обсуждали пуски энергоблоков, промывку фильтров, сдачу экзаменов по Правилам техники безопасности. В 10 лет я уже видела разобранную турбину и знала, что такое лопатки. В 14 лет во время летних каникул пошла работать лаборантом химического анализа и научилась определять жестокость и щелочность воды. Поэтому было бы странно, если бы я не стала энергетиком.
 
2. Одним из приоритетов научно-технологического развития России является переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике и формирование новых источников энергии. Насколько Россия преуспела в этих направлениях? Какие передовые исследования и разработки есть сегодня? И какими из них занимается ваш вуз/Вы?
Тема альтернативной и чистой энергетики самая обсуждаемая сейчас. Но мало кто знает, что первая ветроэнергетическая станция была построена в России в 1920 году. Она вырабатывала электрическую энергию для работы мельницы и могла освещать 150—200 дворов.

Больше ста лет уже прошло, а тема до сих пор актуальна! Активное развитие альтернативной энергетики в России началось после реализации государством системы мер по поддержке возобновляемой энергетики, включая проведение конкурсных отборов проектов ВИЭ — солнечных электростанций, ветровых электростанций и малых ГЭС.

Отобранные на конкурсе проекты окупаются за счет установления повышенной платы за мощность. Но где Россия всегда являлась и является мировым лидером – в атомной энергетике. В настоящее время тридцать одна страна мира получает энергию с помощью 192-х атомных электростанций. В нашем вузе недавно было открыто новое направление по атомной энергетики. Мы готовим специалистов для этой отрасли.

 
3. КГЭУ является участником программы «Приоритет 2030». В КГЭУ открылась учебно-научная лаборатория по водородной энергетике, где создается первая российская водородная заправочная станция из отечественных комплектующих. Расскажите подробнее о проекте, какое значение он имеет с точки зрения конкурентоспособности нашей страны на мировой арене?
В нашем университете создан опытно-промышленный образец водородной заправочной станции преимущественно из отечественных комплектующих, включающий генератор водорода, мембранный компрессор, водородную рампу с баллонами.


Разработка и собственное производство не имеющих в России аналогов модулей для водородной заправочной станции обеспечит развитие водородного транспорта в Татарстане и России.


Водородная заправочная станция является полигоном для научной, образовательной деятельности, а также просвещения населения по водородной безопасности.
 
4. Отечественный автопром — запрос, который не теряет актуальности. Одно из перспективных направлений — электромобили. В вашем университете разработали базовую модель автомобильного электродвигателя для оборудования российских электрокаров, также в рамках программы «Приоритет 2030». Как скоро в России смогут появиться востребованные электромобили, не уступающие по своим характеристикам лидерам мировой электромобильной промышленности? И как развивается отрасль в России в целом?
Электромобили все больше становятся частью нашей жизни. Многие люди уже отказываются от использования бензиновых автомобилей и переходят на электромобили. Это связано с тем, что электромобили более экологичны, экономичны и безопасны.


В целом, электромобили – это будущее автомобильной промышленности, и мы можем ожидать, что в ближайшем будущем они станут еще более популярными и доступными для широкого круга потребителей. Сдерживающий фактор развития электромобилей – недостаточно развитая зарядная инфраструктура. Ученые нашего университета придумали, как быстро и недорого развернуть сеть электрозарядных станций на большой территории. Были разработаны мобильные зарядные комплексы с интегрированной системой накопления электроэнергии. Их можно будет перемещать на любые расстояния с помощью специальных контейнеров на колесах. Это позволит зарядить электромобиль за 20-30 минут буквально в чистом поле.
 
5. Атомная энергетика была признана зеленой. Россия остается ядерной державой, занимая лидирующие позиции. Какие перспективы у данного вида энергетики и какие работы по данному направлению проводятся в вашем университете?
Одна из крупнейших компаний России – Госкорпорация Росатом – вносит огромный вклад в развитие атомной генерации по всему миру. Росатом возводит 32 энергоблока в семи странах, всего в портфеле проектов – 33 блока в 11 странах. За 18 лет существования госкорпорации были построены 18 блоков большой мощности (без учета ПАТЭС), из них девять – за пределами России.

КГЭУ вошел в состав вузов Госкорпорации «Росатом» и является одной из ключевых площадок образовательной деятельности, направленной на формирование кадрового резерва атомной отрасли. Доля электрической энергии, выработанной на АЭС будет увеличиваться. Поэтому подготовка квалифицированных кадров для атомной промышленности – одно из стратегических направлений развития нашего университета.

 
6. Вы не просто как ученый, а как управленец в науке какие ставите перед собой задачи и профессиональные амбиции?
В прошлом году я прошла отбор и вошла в Кадровой управленческий резерв в области науки, технологий и высшего образования. Данная Программа реализуется по поручению Президента Российской Федерации при поддержке Минобрнауки России на базе Высшей школы государственного управления и Научно-технологического университета «Сириус». Во время обучения я познакомилась с настоящими профессионалами своего дела, амбициозными и креативными ребятами. Главная задача управленца – быть востребованным в своей стране, вносить вклад в ее развитие и укрепление.
 
7. В 2020 году Вы стали Женщиной года в Республике Татарстан в номинации «Наука». За какие заслуги Вы стали лауреатом премии? И как Вам кажется, многие ли женщины стремятся к большим карьерным высотам в науке? Легко ли им удается? И с каким трудностями они сталкиваются?
Я иногда принимаю участие в различных конкурсах и проектах, таких как «Инженер года», «Кадровый резерв», «Женщина года» и т.п. И главное, это не победа в конкурсах, а люди, с которыми я знакомлюсь в процессе. Появляется чувство гордости за нашу страну, когда видишь какие увлеченные и профессиональные кадры трудятся в разных отраслях. Особенно – женщины. У меня двое детей и не понаслышке знаю, как совмещать работу, строить карьеру и заниматься воспитанием детей. Восхищаюсь женщинами, которые все успевают!

8. Какие советы Вы могли бы дать молодым ученым, которые планируют связать свою жизнь с наукой?
Ученые – это особая категория людей. Можно выучить иностранный язык, научиться какой-то профессии. А вот научиться мыслить, творить, совершать какие-то открытия – невозможно! Успеха достигают только счастливые люди. Сделайте себя счастливым человеком, и вы обязательно добьетесь больших вершин.