Представители 21 региона России, с востока на запад – от Приморского края до Воронежской области, с севера на юг – от Республики Коми до Республики Крым, а также Республики Беларусь, 2-4 октября 2024 года на площадке Волгатеха обсуждали вопросы методологического обеспечения коренного улучшения качества подготовки и использования специалистов лесного профиля. О большом интересе к проблеме свидетельствует количество участников, 78 человек. На пленарное и секционное заседания было представлено 60 докладов.

Гости Волгатеха имели возможность в течение 2-х дней знакомиться с научной, учебной и материально-технической базой вуза, в неформальной обстановке обсуждать проблемы подготовки кадров на кафедрах, в учебно-методическом центре, Центре коллективного пользования «Экология, биотехнология и получение альтернативных источников энергии», Ботаническом саду-институте, Учебно-опытном лесхозе и при посещении других подразделений.

Приветствуя участников конференцииректор Волгатеха Игорь Петухов сказал: 

Наш университет находится на территории Республики Марий Эл уже 92 года и берет свои корни из Лесотехнического института, поэтому данное направление является для нас ключевым.

Он выразил уверенность, что на конференции будут обсуждены главные тренды развития лесного высшего и среднего профессионального образования.

Заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Александр Панфилов:

Учитывая тему конференции, мне бы хотелось отметить, что ключевые стратегические задачи и цели, которые были поставлены Правительством Российской Федерации и Президентом нашей страны по вопросам кадрового обеспечения нашего государства, заключались в решении проблемы дефицита квалифицированных специалистов. Если рассматривать лесной сектор – это около 9 000 сотрудников ежегодно. В качестве системного подхода к решению данного вопроса в послании Президента был четко анонсирован новый Национальный проект «Кадры», направленный на решение вопроса обеспечения страны молодыми профессионалами своего дела.

Участники конференции говорили, как о проблемах, так и задачах совершенствования подготовки кадров в соответствии с «духом» времени. Так Ю.П. Похомов, президент Ассоциации инженерного образования, сделал доклад о диверсификации инженерного образования, обеспечивающей требуемое качество подготовки специалистов, а В.А. Спиренков, зам руководителя Рослесхоза, о внедрении новаций, создании цифрового двойника леса и использовании искусственного интеллекта в лесном хозяйстве. Затрагивались и другие проблемные вопросы кадрового обеспечения лесной отрасли, высказывалась озабоченность состоянием дел в лесном образовании, его низкой эффективности.

В целом, по лесному хозяйству России доля работников, имеющих профильное образование, колеблется от 37% в Северо-Кавказском Федеральном округе до 53% в Северном Федеральном округе. Это свидетельствует о том, что лесное образование, как и в целом лесная отрасль находится в кризисе. Государство тратит бюджетные деньги на подготовку кадров, а работать в лесу некому. С 2019 года количество выделенных бюджетных мест на направление «Лесное хозяйство и лесопромышленные технологии» выросло на 266 и в 2023 году составляет 3 834 места. Получается эффект бочки с пустым дном: «Сколько в неё воды не вливай – наполнить не получиться». В нашей стране 79 вузов готовит специалистов по укрупненной группе направлений подготовки «Лесное хозяйство и лесопромышленные технологии», но более чем у половины из них (56%) средний балл принятых в 2023 году по трём предметам был меньше 60. У третей части – меньше 56. В восьми вузах он колеблется от 41,7 до 49,9. О какой готовности к получению высшего образования и дальнейшей работе в профессии может идти речь?

Происходит «размазывание» плана приема по большому числу вузов. Несмотря на то, что уже сегодня лесных специалистов готовят более 50-ти вузов, регионы продолжают ходатайствовать об открытии у себя лесных факультетов, так как надеются, что это поможет решить проблему дефицита кадров. Только за 2021-2023 годы открылась подготовка по УГН «Лесное хозяйство и лесопромышленные технологии» в 17 вузах. Но не найти ни одного вуза, который полностью решил бы проблему подготовки и закрепления лесных кадров в своем регионе. Это приводит к низкому уровню кадрового и материально-технического обеспечения подготовки, где появилось данное направление, вузах и снижению потенциала старейших лесных научных школ, что в целом уменьшает возможность университетов влиять на научно-техническую политику отрасли. Лесные вузы перестают быть источниками новых технологий. Численность научно-педагогических работников в них снизилась за последние годы на 10-40%, что свидетельствует об их устойчивом оттоке из системы высшего образования. Растущая нагрузка на профессоров и доцентов по первой половине дня, прежде всего из-за малокомплектности учебных групп и необходимости вести занятия по десяткам предметов, отсутствие возможности заниматься научными исследованиями, совершенствованием методической работы и повышением квалификации,  не может гарантировать качественное высшее образование, что в ряде случаев приводит к его профанации за бюджетные деньги.

Одним из возможных путей выхода из кризиса является обновление Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которое означает отказ от так называемой болонской системы и переход на отечественную систему подготовки кадров. Для лесного высшего образования это особенно актуально и ответственно, так как в соответствии с приказом № 89 от 01.02.2022 г. воссоздана самостоятельная УГН «Лесное хозяйство и лесопромышленные технологии».

Разрабатываемый ФГОС-4 должен в полной мере учитывать современные требования отрасли. Кроме того, Минобрнауки России совместно с федеральными учебно-методическими объединениями должно утвердить единое ядро предметов (примерную образовательную программу и примерный учебный план), что будет побуждать руководство всех вузов обеспечивать качество образования. Не можешь обеспечить высокий уровень – закрывай данную образовательную программу. Вуз должен располагать учебными базами на предприятиях лесного и лесопаркового хозяйств, а также полигонами и технологическими лабораториями, а ещё лучше ботаническим или дендрологическим садом и учебно-опытным лесхозом. Если вуз не соответствует требованиям, он не должен иметь право на подготовку специалистов.

Высшее образование должно удерживать баланс между фундаментальностью и применяемостью знаний в условиях меняющихся задач на рынке труда. В этих целях студентам непрофильных вузов необходимо обеспечить возможность использовать ресурсы и кадровый потенциал ведущих профильных лесных университетов страны для овладения новыми актуальными компетенциями за счет открытия сетевых образовательных программ. Для удовлетворения конкретных запросов студентов и работодателей необходимо увеличить количество практических занятий, а объем учебных и производственных практик в учебно-опытных лесхозах, ботанических садах, на лесопромышленных предприятиях, в проектных организациях, зелено-парковых хозяйствах городов и поселков должно возрасти не менее чем в 2 раза по сравнению с программами бакалаврской подготовки.

Необходимо стремиться к созданию сквозной или бесшовной системы лесного образования, связав видимо дошкольное, школьное, среднее профессиональное и высшее образование. Ее смысл – в единстве и преемственности подходов и методологий, при переходе от школы к колледжу (техникуму) и далее к вузу. Это особенно актуально при переходе к освоению программ высшего образования за пятилетний срок и возрождению ускоренной формы обучения в вузе выпускников лесных техникумов. Необходимо возродить практику создания сквозных учебных планов подготовки специалистов по системе «Лесной техникум (колледж) – вуз», что должно являться одним из условий приема выпускника конкретного техникума (колледжа) на данную образовательную программу. Создать при университетах координационные советы для реализации качественной подготовки инженерных кадров по бесшовной системе «Средняя школа – техникум (колледж) – вуз».

По итогам конференции ее участниками была принята резолюция и утверждена «Стратегия методологического обеспечения коренного улучшения качества подготовки и использования специалистов лесного профиля». По УГН «Лесное хозяйство и лесопромышленные технологии», в частности, предложено закрепить подготовку специалистов с высшим образованием с 5-летним сроком обучения, с защитой дипломного проекта и присвоением квалификации «Инженер лесного хозяйства», «Ландшафтный инженер-архитектор», «Инженер лесной промышленности».

Магистратура должна остаться по всем направлениям как углубленное и специализированное высшее образование второго уровня с не менее чем годичным сроком обучения и защитой выпускной научной работы – магистерской диссертации с присвоением соответствующей квалификации.

На профессоров, доцентов и преподавателей лесных факультетов и институтов, лесных колледжей ложится особая миссия – обеспечить подготовку не просто специалистов, а профессионалов высокого уровня, патриотов леса, которые могли бы обеспечить рывок в технологическом и экономически эффективном развитии отрасли, существенном увеличении её вклада в ВВП страны!

Вырастить такого специалиста можно только в университетской среде с комплексом лесных инженерных направлений подготовки (лесовод, лесозаготовитель, технолог по переработке древесины, лесной экономист, ландшафтный инженер-архитектор садово-паркового строительства, инженер-информационщик и др.), где работают высококлассные профессора и доценты, имеющие практическую подготовку, в наличии современная материально-техническая база, в том числе свой действующий учебно-опытный лесхоз, ботанический или дендрологический сад, создаются или апробируются новые технологии лесопользования, лесовосстановления и управления лесными ресурсами.

Евгений Романов,
доктор с.-х. наук, профессор Волгатеха,
заслуженный деятель науки Российской Федерации