Говорим о карьере в электроэнергетике, привлечении молодых умов в науку с вузовской скамьи и исследовании уязвимости и разработке систем защиты электроэнергетических систем при природных и техногенных электромагнитных воздействиях с Верой Вахниной, доктором технических наук, профессором, заведующей кафедрой «Электроснабжение и электротехника» Тольяттинского госуниверситета.

1. Почему Вы решили связать свою жизнь с наукой и именно в таком направлении? Когда Вы приняли это решение?
Училась хорошо, поэтому, наверное, на втором курсе (тогда еще Тольяттинского политехнического института) преподаватель по ТОЭ (Теоретические основы электротехники) пригласил к себе в научную лабораторию. После окончания института осталась по распределению (в советское время существовала система распределения выпускников вузов). Но тогда занималась совсем другими научными задачами – проблемой электромагнитной совместимости нелинейных электроприемников с электрической сетью. Прошла путь от инженера лаборатории до зав. кафедрой «Электроснабжение и электротехника», которую когда-то окончила.

2. Расскажите о том, что Вы считаете своим главным научным открытием?  Какие дальнейшие планы и цели Вы ставите перед собой?
Научные открытия – это очень громко. Научных открытий не совершала, но научный коллектив под моим руководством решал и решает определенные научные проблемы. Например, мы в первые в России исследовали проблему функционирования электроэнергетических систем при воздействии квазипостоянных геоиндуцированных токах. Имеется большое количество публикаций как в Российских, так и зарубежных журналах. Я и мои ученики по этой проблеме защитили и будут защищать диссертации. Мои научные цели – продолжать исследования в этом направлении. Сейчас очень плотно изучаем воздействие квазипостоянных геоиндуцированных токов на объекты генерации.

3. Как Dы оцениваете текущее состояние развития электроэнергетики в стране? Какие тенденции, актуальные векторы развития?
Внедрение цифровых технологий на всех уровнях – начиная от генерации до потребителей. И, как следствие, один из актуальных векторов развития – обеспечение кибербезопасности объектов электроэнергетики.

4. Вы проводите совместные исследования с Федеральным ядерным центром и другими ведущими организациями в области электрики и энергетики. Расскажите подробнее об этих проектах, в чем их роль и значение для достижения технологического суверенитета?
Коллектив под моим руководством занимается исследованием уязвимости и разработкой систем защиты электроэнергетических систем при природных и техногенных электромагнитных воздействиях. Главная задача – обеспечение устойчивого и безопасного функционирования объектов электроэнергетики и всей электроэнергетической системы России в целом.

5. Считается, что по гендерному составу в науке больше женщин, но все они представлены преимущественно на более низких должностях. Так ли это на самом деле? И есть ли действительно сегодня ограничения для карьерного роста женщин в науке? Приходилось ли Вам с этим сталкиваться в своей карьере?
Никогда не ощущала гендерного неравенства. Я занимаюсь техническими науками, где действительно раньше преобладали мужчины. Сейчас такого уже не скажешь. Могу привести много примеров, где женщины занимают руководящие посты в научной сфере.

6. На государственном уровне сегодня появляются меры поддержки, направленные на то, чтобы женщины активнее шли в науку или хотели в ней остаться. Так, декретный отпуск «продляет» молодость — статус молодого ученого продлевается на период декрета. О каких мерах поддержки Вы слышали и какие считаете наиболее эффективными? Можете рассказать, какие меры поддержки удалось получить именно Вам и как Вы их оцениваете?
Про государственные меры поддержки, если честно, то не знаю. С ограничениями карьерного роста никогда не сталкивалась.

7. Сегодня активно развиваются программы наставничества, в том числе для женщин в науке. Насколько эта инициатива действительно полезна и перспективна? И, возможно, Вы и сами являетесь наставницей. Расскажите об этом опыте.
Научные и педагогические кадры стареют, высшая школа испытывает дефицит молодых кадров, поэтому программы научного наставничества очень востребованы для более активного привлечения молодежи в науку. Нужны новые светлые головы – талантливые студенты и аспиранты.

Под моим научным руководством защитились семь аспирантов, все они бывшие студенты нашей кафедры. Шестеро продолжили работу на кафедре преподавателями и научными сотрудниками. Поэтому моя задача – не только помогать студентам в написании научной статьи и подготовке научного проекта, но и дорасти до ученого.

8. Какие советы бы вы дали девушкам, которые еще сомневаются, стоит ли строить карьеру в научно-технической сфере?
Совет не только девушкам – если Вы увлечены наукой, то неважно кто Вы – юноша или девушка, дерзайте! Сейчас так много возможностей для этого – это специальные стипендии для молодых ученых на всех уровнях, возможность получения поддержки инновационных стартапов у нас в университете, возможность участия в научных форумах и конференциях, грантовые поддержки ведущими научными фондами и отдельных молодых ученых и целых научных коллективов и т.д.