НОП продолжает постоянную рубрику: «Женщины в науке». Напомним, здесь мы затрагиваем насущные и важные вопросы гендерного неравенства в науке и образовании.

Если вы хотите стать частью нашего проекта и рассказать свою историю построения карьеры в науке, напишите в чат-бот канала. Мы обязательно свяжемся с вами.

В этот раз говорим с Анной Гедминой, заместителем директора по воспитательной и социальной работе КФУ, доцентом кафедры аналитической химии, о «стеклянном потолке» в карьере ученого, потенциале молодежи в науке и о планах, которые должны быть реализованы через 10-20 лет в научном пространстве.

1. Вы ведете на канале КФУ программу «Внуки Бутлерова». Александр Бутлеров известен одной своей детской шалостью в пансионе. В оборудованном для своих химических исследований подвале его поймали при взрыве. Воспитатели в наказание вывели с табличкой на груди «Великий химик». Как заместитель директора по воспитательной и социальной работе как Вы находите новых юных дарований в химии? Что сейчас мотивирует молодежь идти в науку?
Ответ: Моя деятельность, как заместителя директора по воспитательной и социальной работе в основном распространяется на студентов, но считаю, самый первый интерес к химии нужно вызывать с детских лет. Химические опыты наглядны, эффектны, а поскольку ребенок не знает химизм эксперимента – ему кажется, что в этом есть что-то волшебное. Сейчас для детей продаются различные химические наборы, которые представляют собой мини домашние лаборатории. Кроме того, очень важна роль учителя в школе, который способствовал бы поддержанию интереса к химии. В Химическом институте им. А.М. Бутлерова КФУ ведется активная и непрерывная работа по привлечению школьников к научно-исследовательской деятельности, уже второй год подряд проводится Летняя школа: «Химические каникулы для влюбленных в химию», много лет работает Малый Химический институт, где школьники обучаются азам химического эксперимента, «Фестиваль химии» для школьников 5-7 классов, еще не изучающих химию в школе, готовим участников вот уже к пятому сезону программы «Сириус. Лето: начни свой проект», кроме того, наши ведущие преподаватели читают научно-популярные лекции в школах, лицеях и гимназиях. Мотивацией для занятия научными исследованиями для студентов, на мой взгляд, является возможность через достижения в науке реализовать свой интеллектуальный потенциал.

2. Самый известный химик Дмитрий Менделеев увидел свою таблицу во сне. Как на самом деле случаются научные открытия? Какое ваше главное научное открытие? Какие самые амбициозные задачи вы ставите перед собой как химик?
Ответ: И про сон Дмитрия Ивановича Менделеева и про случайность научных открытий существует много легенд, я не отрицаю долю случая, но все-таки считаю, что к научному открытию ведет планомерная, систематическая и аналитическая работа. Открытие – это результат не только интеллектуальных способностей исследователя, но и результат его упорного труда и немного везения. Например, первооткрыватель элемента рутения (единственного естественного элемента открытого в нашей стране) Карл Карлович Клаус, профессор химии Казанского университета, практически беспрерывно три года работал над остатками платиновой руды, но сильнейший пожар, случившийся в Казани, уничтожил богатый остаток платиновой руды, однако остался нетронутым огнем и как потом выяснилось, выделить из него рутений было значительно легче, поэтому сочетания правильного выверенного плана исследования, кропотливого труда и немного везения – это залог успешного научного открытия.

Мои научные исследования связаны с разработкой сенсоров, способных селективно и чувствительно определить содержание биологически активных соединений в сложных объектах, таких как биологические жидкости, лекарственные средства, витаминные комплексы, БАДы, косметические продукты и даже продукты питания, что касается моего главного открытия, для меня это наверно, мой самый первый научный результат, не описанный ранее в литературе – каталитический эффект, который мы в лаборатории наблюдали на наночастицах палладия по отношению к аскорбиновой кислоте (витамин С), поскольку это исследование стало стартом как для моей диссертации, так и для дальнейшего научного пути. Амбициозной научной задачей для себя я бы назвала разработку сенсора, проявляющего индивидуальную селективность по отношению к важнейшим биомолекулам, определение содержания которых является актуальным исследованием.

3. Почему Вы решили пойти науку? Как начинался Ваш путь исследователя?
Ответ: Сначала расскажу, почему я выбрала химию, старшеклассники в школе нам рассказывали, что в 8 классе будет очень сложный предмет, но когда я пришла на урок химии, то сразу поняла, это то, что мне надо, в детстве я обожала разгадывать ребусы и химические уравнения мне их очень напоминали: буквы большие, маленькие, цифры-коэффициенты, индексы, заряды ионов, участие электронов, все это казалось мне очень увлекательным. А начинался мой путь исследователя, также как и у многих химиков нашего института, с олимпиадного движения, в 11 классе я была призером Всероссийской олимпиады школьников по химии.

4. Какими, на Ваш взгляд, качествами должен обладать современный ученый?
Ответ: Мне кажется, что ученый как современный, так и ученый прошлых лет, должен иметь такое качество – увлеченность самим процессом исследования. Он не останавливаться на неудачных результатах, двигаться дальше для достижения поставленной научной цели, а также уметь отстаивать свои научные идеи и экспериментальные достижения.

5. Что должны изобрести ученые-химики в ближайшие 10-20 лет для достижения научно-технологического суверенитета?
Ответ: На самом деле, спектр актуальных исследований в химии очень широк и многое еще предстоит сделать, поскольку после решения одних задач, появляются следующие, поэтому развитие химии и поиск новых технологических решений в химии на мой взгляд это непрерывно развивающийся процесс. Среди современных актуальных направлений развитиях химии способных решить многие технологические задачи – это создание новых каталитических систем, позволяющих многие химические процессы преобразовать в «зеленые химические процессы» (проще говоря, превратить в безопасную химию), разработка сверхэффективных, вакцин и лекарственных средств, метаматериалов, способных подстраивать свои свойства при внешнем воздействии, а также – создание новых источников энергии.

6. Есть мнение, что женщины в науке сталкиваются с проблемами «стеклянного потолка». Так ли это на самом деле? Приходилось ли вам в своей карьере с ними сталкиваться?
Ответ: Я, например, даже не знала такого термина «стеклянный потолок», пришлось обратиться к сети интернет, чтобы узнать, что это такое, могу точно сказать, что в отношении себя никогда со «стеклянным потолком» не сталкивалась. В нашем институте около 70% это женский коллектив и среди контингента студентов, и среди научных работников и преподавателей, многие среди них добились серьезных достижений, стали доцентами, докторами наук и профессорами. Я считаю, что критерием успешного исследователя гендерный признак не является превалирующим.
 
7. Меняются ли сегодня гендерные стереотипы в науке? И что оказывает влияние на эти тенденции?
Ответ: Мне кажется, что все изменения гендерных стереотипов, связаны с изменением окружающей реальности и «индустриализацией общества», кроме того, профессия ученого – это профессия, в которой могут быть успешны как мужчины, так и женщины. Многие женщины были успешны в науке и столетия назад, хотя некоторые профессии в прошлом имели четкие грани между женскими и мужскими профессиями.

8. Если бы вы могли перенестись на машине времени, то что бы вы сказали или посоветовали самой себе, которая только начинает заниматься наукой?
Ответ: Я бы посоветовала себе больше читать, сейчас одновременно читаю пять книг, в основном – с научным содержанием, мне это нужно как для преподавания, разработки лекций новых дисциплин, так и для научно-исследовательской работы, к сожалению, не всегда на это хватает свободного времени.