Технологическое будущее от ПИШ
На площадке Форума «Технопром» прошла пленарная сессия «Передовые Инженерные Школы: путь к технологическому лидерству России».
В рамках дискуссии эксперты обсудили роль передовых исследований и разработок в достижении технологического лидерства России, национальные проекты технологического лидерства: что могут и должны сделать ПИШ, меры региональной поддержки кооперации индустриальных партнеров и вузов в рамках проекта ПИШ, объединение усилий вузов, бизнеса и государственных структур для технологического лидерства, инновационные подходы в инженерном образовании.
Дмитрий Афанасьев, заместитель Министра науки и высшего образования РФ, в своем вступительном слове рассказал про историю создания и задачи ПИШ:
Федеральный проект ПИШ был создан на базе соответствующих нормативных документов, в два этапа прошли конкурсные отборы. 50 вузы более чем со 150 партнерами реализуют те задумки и инициативы, которые были заложены изначально. Сегодня уже из стадии проектирования все школы вышли в пространство реального действия.
В ПИШ заложено два принципы: инновационно-образовательное пространство, работающее по особому принципу, реализующее образовательную программу, носящую уникальный характер. Школы должны строить работу вокруг реальных инженерных задач.
Дмитрий Афанасьев прокомментировал эксклюзивно для НОП:
Самый лучший подход в инженерном образовании, тот, который сегодня школы реализуют: это работа проектными командами над реальными инженерными задачами высокого мирового, международного, лидерского уровня.
Анатолий Швиндт, помощник Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Чернышенко Д. Н., подчеркнул, что сегодня система подготовки важна тем, что она должна ориентироваться не только на сегодняшние задачи, но и на завтрашние:
Инженерные школы должны работать не только с теми, кто учится в бакалавриате, но и начинать заранее с профильных и специальных классов. Важно развивать возможности для школьников, которые будут формировать интерес, навыки и компетенции. За два года магистратуры невозможно сформировать инженерное мышление, поэтому нужно начинать работать заранее.
Старые ПИШ, после окончания текущего финансирования, мы не должны потерять. Нам нужно, чтобы они не стагнировали. Наша задача — обеспечить самых высококвалифицированных специалистов в нашу систему на рынке труда. Нам крайне важно не потерять те 50 инженерных школ и не сбавить темпы. Второе важное направление — это масштабирование, которого пока нет. Сейчас важно, чтобы стандарты и форматы работы, а также лучшие практики начали распространяться на всю систему инженерного образования.
Лилия Гумерова, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, подчеркнула, как сегодня наука поддержана в регионах:
Сейчас существует множество инструментов поддержки науки в регионах, включая передовые инженерные школы и национально-образовательные центры мирового уровня. Ранее сенаторам и депутатам ставилась задача выбивать финансирование из федерального бюджета, но теперь важно грамотно участвовать в проектах, предлагаемых с федерального уровня.
Передовые инженерные школы уже доказали свою состоятельность и востребованность за короткий промежуток времени. Необходимо корректировать правила участия, чтобы регионы не становились заложниками сложных условий.
Ирина Мануйлова, заместитель Губернатора Новосибирской области, отметил экономический потенциал региона и роль ПИШ:
Новосибирск – регион с высокодиверсифицированной экономикой, где 59 отраслей находятся на международном уровне. Имея мощный научно-образовательный кластер, мы создаем условия для внедрения новых технологий, что позволит увеличить экономический результат, наполняемость бюджета и повысить качество жизни людей.
Передовая инженерная школа, сформированная на базе Новосибирского государственного университета, стала универсальным инструментом для региона. Практика показала правильность решения о создании школы когнитивной инженерии, которая готовит платформенные решения совместно с индустриальными партнерами.
Жанна Халиуллина, заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» по управлению персоналом, организационному развитию и корпоративному управлению, рассказала о ключевом проекте ПИШ «Кибер Авто тех», созданная в сотрудничестве с Казанским федеральным университетом и при поддержке правительства республики Кыргызстан. Спикер также рассказала об успехах и планах на будущее:
Мы гордимся тем, что по итогам 2023 года вошли в первую группу и намерены сохранить лидерство, выполняя все обязательства как индустриальный партнер.
Для улучшения взаимодействия необходимо разработать четкий план с ожидаемыми результатами. Важно понимать, что просто закупка роботов не гарантирует повышение качества продукции или снижение потребности в рабочей силе.
Владимир Шевченко, ректор НИЯУ МИФИ, представил три трека карьерного роста инженеров.
- Суверенный трек — работа в компании, решающей локальные задачи без глобальных амбиций.
- Лидерский трек — работа в компании с глобальными амбициями на определенном рынке.
- Трек ухода в зарубежную компанию — многие инженеры сделали успешные карьеры в зарубежных инженерных центрах.
Владимир Шевченко, ректор НИЯУ МИФИ:
Ситуация на рынке труда изменилась, и важно, чтобы молодые специалисты видели запрос на карьеру в рамках лидерских проектов в России. Многие индустриальные партнеры, такие как Русатом и Господнефть, продолжают развивать международные амбиции, что важно для людей, стремящихся к карьерному росту.
Крайне важно, чтобы в головах молодых людей возникал запрос на карьеру именно на лидерском проекте в России. Это важная история для людей, воспринимающих свою карьеру как карьеру лидерскую, которая дает возможность реализовать свои амбиции здесь и сейчас.
ПИШ работают над реальными инженерными задачами высокого мирового уровня, что является лучшим подходом в инженерном образовании. Необходимо корректировать правила участия в ПИШ, чтобы регионы не становились заложниками сложных условий. ПИШ стали универсальным инструментом для регионов, позволяющим создавать условия для внедрения новых технологий и увеличения экономического результат. Важно, чтобы стандарты и форматы работы, а также лучшие практики ПИШ начали распространяться на всю систему инженерного образования