В пресс-центре ТАСС прошла пресс-конференция «Международный конкурс «Русский язык в СНГ – новые горизонты». Преподаватели-победители конкурса рассказали, как обстоит ситуация с обучением на русском языке в странах СНГ: что используют в рамках обучения русскому языку, на чем делают упор и где он продолжает быть в роли второго языка.

Заместитель генерального директора Русской гуманитарной миссии по образовательным проектам Татьяна Орлова о международном сотрудничестве и трансляции русского языка за пределами России:

Последнее время активно работала русско-гуманитарная миссия (РГМ), занимающаяся продвижением русского языка и культуры за рубежом. Основные направления нашей деятельности – развитие образовательных программ, ремонт и оборудование кабинетов русского языка, создание уголков русской литературы в школах и библиотеках, а также проведение международных конкурсов для преподавателей русского языка. Особенно хочу отметить наш последний проект «Русский язык в СНГ – новые горизонты», который собрал более 1200 участников из разных стран. Этот проект стал возможен благодаря поддержке президента РФ и различных международных организаций.

Обучение на русском – каким образом оно проходит в странах СНГ:

Азербайджан

Доцент кафедры русского языка Гянджинского государственного университета Севда Алиева победила с работой, которую создала вместе со своими студентами. Это стихи, переведенные с русского языка на азербайджанский и наоборот, сохраняя стилистику, орфографию, смысл и так далее. Также она выделила направления работы всей страны в области изучения русского языка:

– В стране действует 324 русские школы, в которых обучаются примерно 160 тысяч учеников. Около 800 тысяч человек изучают русский язык в качестве второго языка.

– Функционируют 26 вузов с отделениями русского языка, где обучаются более 15 тысяч студентов.

– Работают филиалы МГУ им. Ломоносова и Сеченовского медицинского университета, поддерживающие интерес к российскому образованию на русском языке.

– Кафедра русского языка и литературы Гянджинского госуниверситета специализируется на подготовке будущих учителей для азербайджанской школы.

Казахстан

Учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы №1 г. Балхаша Татьяна Лось, принеся победу в свой второй дом, сделала важный шаг, который помог внедрить интерактивные технологии в обучение, значительно улучшая качество знаний учеников.

В дополнение к работе с русским языком и культурой в Казахстане:
– Идет взаимодействие с коллегами и публикация результатов в международных журналах для обмена опытом в применении ИКТ и искусственного интеллекта в образовательном процессе.

– Поддерживаются и развиваются достижения учеников, многие из которых становятся победителями областных и республиканских конкурсов по русскому языку и литературе, что подчеркивает важность знания русского языка для их будущего образования.

– Русский язык играет ключевую роль в межнациональном общении в Казахстане, где проживает 124 национальности, что подчеркивает его культурное и социальное значение.


Кыргызстан

Учитель русского языка и литературы средней школы №2 им. 50-летия Кыргызстана г. Кызыл-Кыя Жумагул Карабаева отметила ключевые аспекты в направлении работы с русским языком:

– Стремление к использованию русского языка не только как языка межнационального общения, но и как официального языка: в Кыргызстане, включая его применение в делопроизводстве и документации.

– В Кыргызстане распространены русские школы и использование современных учебников для развития русского языка как родного, обучения русскому языку учащихся.

– Активное участие в конкурсах и курсах повышения квалификации, организованных с российской стороны, для улучшения профессиональных навыков учителей русского языка и внедрения новых методик обучения.

Таджикистан

Учитель русского языка и литературы государственной гимназии №1 им. Абдулло Али г. Нурека Амина Рахимова представилаТаджикистан и обратила внимание на работу учителей страны:

– Успехи гимназии:

  • Более 600 учащихся.
  • Регулярное участие и победы в местных и международных олимпиадах и конкурсах по русскому языку и другим предметам.
  • Шесть выпускников получили золотую медаль.

– Обучение русскому языку: введено как обязательный предмет со второго класса. Русский язык играет роль языка межнационального общения.

– Методы преподавания:

  • Использование интерактивных методик обучения.
  • Совместная работа с Центром русского языка России в Таджикистане для создания учебников.

– Взаимодействие с Россией:

  • Тесное сотрудничество между учителями русского языка из Таджикистана и России. Ведение совместных проектов по развитию обучения русскому языку, например, проект «Российский учитель за рубежом».

– Значимость русского языка:

  • Русский язык рассматривается как язык мира и дружбы.
  • Подчеркивается важность уважения к собственному языку и русскому языку как средству межнационального общения.

Узбекистан

– Вклад школы №46 в развитие русского языка и культуры: школа активно участвует в продвижении русского языка и культуры среди своих учеников, начиная с начальных классов и до старших.

– Обмен методиками между учителями: учителя школы имеют возможность обмениваться педагогическими методиками и улучшать свои профессиональные навыки.

– Воспитание русской культуры через празднование традиций: учителя не только преподают язык, но и воспитывают культуру, отмечая традиционные праздники обоих народов, такие как Масленица и Навруз.

– Получение международного сертификата ТРКИ: учителям предлагается возможность получения международного сертификата ТРКИ уровня С1, что стимулирует их профессиональное развитие.

– Исключение из обязательной сдачи блока «Русский язык» при поступлении в ВУЗ для успешных абитуриентов: абитуриенты, получившие международный сертификат ТРКИ уровня B2 или C1, освобождаются от необходимости сдавать этот предмет при поступлении в университет.

Русский язык играет центральную роль в образовательной сфере стран СНГ, обеспечивая не только средство межнационального общения, но и фундамент для культурного и социального развития. Преподаватели и учебные заведения активно применяют новейшие технологии и методики, чтобы сделать обучение русскому языку максимально эффективным и доступным для широкого круга учащихся. Международное сотрудничество и обмен опытом между учителями и образовательными учреждениями способствуют укреплению позиций русского языка как языка мира и дружбы, подчеркивая его универсальность и значимость в современном мире.