Русский: язык мира и дружбы
В пресс-центре ТАСС прошла пресс-конференция «Международный конкурс «Русский язык в СНГ – новые горизонты». Преподаватели-победители конкурса рассказали, как обстоит ситуация с обучением на русском языке в странах СНГ: что используют в рамках обучения русскому языку, на чем делают упор и где он продолжает быть в роли второго языка.
Заместитель генерального директора Русской гуманитарной миссии по образовательным проектам Татьяна Орлова о международном сотрудничестве и трансляции русского языка за пределами России:
Последнее время активно работала русско-гуманитарная миссия (РГМ), занимающаяся продвижением русского языка и культуры за рубежом. Основные направления нашей деятельности – развитие образовательных программ, ремонт и оборудование кабинетов русского языка, создание уголков русской литературы в школах и библиотеках, а также проведение международных конкурсов для преподавателей русского языка. Особенно хочу отметить наш последний проект «Русский язык в СНГ – новые горизонты», который собрал более 1200 участников из разных стран. Этот проект стал возможен благодаря поддержке президента РФ и различных международных организаций.
Обучение на русском – каким образом оно проходит в странах СНГ:
Азербайджан
Доцент кафедры русского языка Гянджинского государственного университета Севда Алиева победила с работой, которую создала вместе со своими студентами. Это стихи, переведенные с русского языка на азербайджанский и наоборот, сохраняя стилистику, орфографию, смысл и так далее. Также она выделила направления работы всей страны в области изучения русского языка:
– В стране действует 324 русские школы, в которых обучаются примерно 160 тысяч учеников. Около 800 тысяч человек изучают русский язык в качестве второго языка.
– Функционируют 26 вузов с отделениями русского языка, где обучаются более 15 тысяч студентов.
– Работают филиалы МГУ им. Ломоносова и Сеченовского медицинского университета, поддерживающие интерес к российскому образованию на русском языке.
– Кафедра русского языка и литературы Гянджинского госуниверситета специализируется на подготовке будущих учителей для азербайджанской школы.
Казахстан
Учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы №1 г. Балхаша Татьяна Лось, принеся победу в свой второй дом, сделала важный шаг, который помог внедрить интерактивные технологии в обучение, значительно улучшая качество знаний учеников.
В дополнение к работе с русским языком и культурой в Казахстане:
– Идет взаимодействие с коллегами и публикация результатов в международных журналах для обмена опытом в применении ИКТ и искусственного интеллекта в образовательном процессе.
– Поддерживаются и развиваются достижения учеников, многие из которых становятся победителями областных и республиканских конкурсов по русскому языку и литературе, что подчеркивает важность знания русского языка для их будущего образования.
– Русский язык играет ключевую роль в межнациональном общении в Казахстане, где проживает 124 национальности, что подчеркивает его культурное и социальное значение.
Кыргызстан
Учитель русского языка и литературы средней школы №2 им. 50-летия Кыргызстана г. Кызыл-Кыя Жумагул Карабаева отметила ключевые аспекты в направлении работы с русским языком:
– Стремление к использованию русского языка не только как языка межнационального общения, но и как официального языка: в Кыргызстане, включая его применение в делопроизводстве и документации.
– В Кыргызстане распространены русские школы и использование современных учебников для развития русского языка как родного, обучения русскому языку учащихся.
– Активное участие в конкурсах и курсах повышения квалификации, организованных с российской стороны, для улучшения профессиональных навыков учителей русского языка и внедрения новых методик обучения.
Таджикистан
Учитель русского языка и литературы государственной гимназии №1 им. Абдулло Али г. Нурека Амина Рахимова представилаТаджикистан и обратила внимание на работу учителей страны:
– Успехи гимназии:
- Более 600 учащихся.
- Регулярное участие и победы в местных и международных олимпиадах и конкурсах по русскому языку и другим предметам.
- Шесть выпускников получили золотую медаль.
– Обучение русскому языку: введено как обязательный предмет со второго класса. Русский язык играет роль языка межнационального общения.
– Методы преподавания:
- Использование интерактивных методик обучения.
- Совместная работа с Центром русского языка России в Таджикистане для создания учебников.
– Взаимодействие с Россией:
- Тесное сотрудничество между учителями русского языка из Таджикистана и России. Ведение совместных проектов по развитию обучения русскому языку, например, проект «Российский учитель за рубежом».
– Значимость русского языка:
- Русский язык рассматривается как язык мира и дружбы.
- Подчеркивается важность уважения к собственному языку и русскому языку как средству межнационального общения.
Узбекистан
– Вклад школы №46 в развитие русского языка и культуры: школа активно участвует в продвижении русского языка и культуры среди своих учеников, начиная с начальных классов и до старших.
– Обмен методиками между учителями: учителя школы имеют возможность обмениваться педагогическими методиками и улучшать свои профессиональные навыки.
– Воспитание русской культуры через празднование традиций: учителя не только преподают язык, но и воспитывают культуру, отмечая традиционные праздники обоих народов, такие как Масленица и Навруз.
– Получение международного сертификата ТРКИ: учителям предлагается возможность получения международного сертификата ТРКИ уровня С1, что стимулирует их профессиональное развитие.
– Исключение из обязательной сдачи блока «Русский язык» при поступлении в ВУЗ для успешных абитуриентов: абитуриенты, получившие международный сертификат ТРКИ уровня B2 или C1, освобождаются от необходимости сдавать этот предмет при поступлении в университет.
Русский язык играет центральную роль в образовательной сфере стран СНГ, обеспечивая не только средство межнационального общения, но и фундамент для культурного и социального развития. Преподаватели и учебные заведения активно применяют новейшие технологии и методики, чтобы сделать обучение русскому языку максимально эффективным и доступным для широкого круга учащихся. Международное сотрудничество и обмен опытом между учителями и образовательными учреждениями способствуют укреплению позиций русского языка как языка мира и дружбы, подчеркивая его универсальность и значимость в современном мире.