Творчество — один из самых популярных способов улучшить собственное психологическое состояние. Как указывают многие исследователи, занятие творчеством помогает человеку справиться с тревогой, переживанием, ощущением одиночества и другими проблемами, связанными с психологическим комфортом и состоянием. Ученые из Великобритании в своем новом исследовании не только подтвердили пользу занятий творчеством для улучшения общего состояния человека, но и установили, что творчество помогло здравоохранению справиться с пандемией COVID-19, взяв на себя часть растущего спроса на психологическую помощь. К похожим выводам пришли и исследователи МГППУ, спасшие студентов от стресса при помощи изотерапии.

Исследование британских ученых проводилось методом опросов через Департаментом цифровых технологий, культуры, СМИ и спорта Великобритании. В выборку попало 7182 человека в возрасте от 16 лет и старше (вплоть до 85+) — 54,3% женщины и 45,7% мужчины. Они проходили несколько разных опросов, направленных на оценку их психологического состояния и состояния здоровья, а также интересов в творчестве и частоты занятий творчеством.

Участники должны были за последние 12 месяцев заниматься хотя бы одним из представленных видов творчества: 

  • Живопись, рисунок, гравюра или скульптура;
  • Фотография как художественная деятельность (не считались семейные или праздничные снимки, то есть то, чем мы все обычно занимаемся просто фотографируя на смартфон необычную позу котика или гостей на свадьбе у друзей);
  • Создание фильмов или видеороликов как художественная деятельность (опять же, учитывается именно околопрофессиональная или углубленная деятельность в рамках хобби);
  • Использование компьютера для создания оригинальных произведений искусства или анимации;
  • Вышивка, вязание крючком, работа с текстилем;
  • Резьба по дереву или изготовление мебели;
  • Каллиграфия, керамика или изготовление украшений.

37,4% участников опроса занимались хотя бы одним из представленных занятий в течение последних 12 месяцев, 62,6% — соответственно, нет. 

Данные по занятию творчеством совместили с результатами проведенных опросов. Результат соответствовал ожиданиям исследователей — ученые нашли связь между созданием произведений искусства и рукоделием и показателями психологического комфорта респондентов.

  • Люди, создающие произведения искусства и занимающиеся творчеством, имеют более высокие показатели по шкале общей удовлетворенностью жизнью. Кроме того, порой творчество даже больше способствовало улучшению психологического состояния, чем проживание в более благополучных районах.
  • Занятие творчеством позволяет людям находить смысл жизни или усиливать ощущение того, что жизнь имеет смысл. Влияние было замечено во всех группах респондентов, вне зависимости от возраста, пола, плохого состояния здоровья и занятости. Но наилучшие результаты оказались у женщин, людей старшего возраста и людей, проживающих в неблагополучных районах.
  • Занимающиеся творчеством респонденты также чаще сообщали об испытываемом ими счастье и в целом были счастливее тех, кто не занимается творчеством.

Однако не все результаты подтвердили гипотезы исследователей. В частности, они не обнаружили статистически значимых изменений по ощущении тревожности и одиночеству. Творчество не оказало существенного влияния на эти факторы. Исследователи предполагают, что во многом это связано с тем, что занятие творчеством — преимущественно самостоятельное, не требующее постоянного общения с другими людьми и регулярных личных встреч. Определение специфики социальных взаимодействий при занятии разными видами творчества — тема для будущих исследований.

Представленные данные предлагается использовать для работы с населением во время социально-демографических потрясений (как это было в пандемию COVID-19) и для улучшения общего благосостояния населения в любые времена. Это один из наиболее дешевых, популярных и доступных способов разнообразить свой досуг и отвлечься от ежедневных проблем и суеты. Его пользу отмечают не только зарубежные, но и российские исследователи.

Например, ученые МГППУ представили свою научную работу на тему влияния арт-терапии на последствия стрессового воздействия. В исследовании приняли участие 82 испытуемых, находящихся в постоянном стрессе из-за информационной перегрузки, соревнованиями между студентами, угрозой социальному статусу из-за возможныъ неудач в учебе и жизни, проблемами с самооценкой, окружением и не только. Из-за стресса они склонны к таким состояниям, как: тревога, отчаяние, раздражение, разочарование, страх и фрустрация. Все это снижает когнитивные способности, мешает учебе и нередко приводит к прогулам и отчислениям.

Исследователи МГППУ взяли арт-терапию как один их наиболее часто рекомендуемых методов оказания психологической помощи при неклинических расстройствах. Она включает широкий спектр методов, в том числе: изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, драматерапия, куклотерапия, танцетерапия и так далее. В данном случае исследователи использовали изотерапию, когда находящийся в стрессе или переживающий из-за чего-либо человек спонтанно рисует объекты, задействуя психомоторные реакции, и таким образом бессознательно преодолевая стресс.

Студенты могли использовать любой тип изобразительных средств, начиная с обычной тетради и карандаша и заканчивая графическими редакторами и планшетами для рисования. Строго задавалась лишь тематика работы (День Победы, 8 Марта, 23 Февраля и т.п.), то есть испытуемые таким образом еще и частично вовлекались по внеучебную деятельность.

Пример рисунка одного из испытуемых

Такие сессии повторялись регулярно. Студентов опрашивали до и после сессий и оценивали изменение уровня стресса. В итоге оказалось, что изотерапия существенно снизила показатели уровня стресса, оказывая позитивное (гармонизирующее) влияние на психоэмоциональное состояние студентов, находящихся в сильном стрессе стрессе.

Как и в случае с первым исследованием, ученые МГППУ предлагают внедрить методы изотерапии в в психолого-педагогический арсенал вузов, чтобы заметно амортизировать стрессовую нагрузку на студентов. Креативная деятельность учащихся определяет и развитие их компетенций в процессе обучения, установили авторы работы. Творчество повышает успеваемость, посещаемость занятий и учебную мотивацию.