На площадке МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой.

Научная повестка

  • В условиях достижения технологического суверенитета особое внимание уделяется развитию науки в регионах. Комитет активно работает над обновленной стратегией научно-технологического развития, которая включает создание научных центров в регионах.
  • 20 пилотных регионов уже разрабатывают свои стратегии научно-технологического развития. Предварительные версии этих программ были заслушаны, финальные варианты будут представлены на форуме «Технопром» в конце августа в Новосибирске
  • По инициативе Валентины Матвиенко и Дмитрия Чернышенко в каждом регионе назначены ответственные лица, которые курируют научные вопросы.
  • На XI Форуме регионов России и Беларуси в июне 2022 года прошла секция по межвузовскому сотрудничеству.

Образование и ЕГЭ

  • В этом году 665 тысяч выпускников сдавали ЕГЭ, из них 113,5 тысяч воспользовались возможностью пересдать один экзамен.
  • Результаты показали, что 73% из тех, кто пересдавал, смогли улучшить свои результаты.
  • Из числа тех, кто пересдавал, 50% не преодолели минимальный порог.
  • Тем не менее, продолжают возникать вопросы об отмене ЕГЭ.
  • Комитет настаивает на том, что сейчас важно не отменять экзамен.

Лилия Гумерова отметила:

Наш комитет последовательно выступает за то, чтобы сейчас не обсуждать отмену ЕГЭ, поскольку мы пока не видим адекватных альтернатив. Вместо этого, мы считаем крайне важным сделать Единый государственный экзамен понятным и прозрачным инструментом для оценки знаний учащихся, отражающим те знания, которые они получили в школе. К сожалению, до сих пор часто случается, что содержание ЕГЭ и школьная программа живут отдельно друг от друга. Поэтому точное соответствие контрольно-измерительных материалов школьной программе является, безусловно, важным.

Сохранение культурного наследия

  • В России насчитывается 157 тысяч таких объектов, однако многие из них находятся в аварийном состоянии или физически утрачены.
  • По данным опроса, проведенного комитетом, около 3 тысяч объектов федерального, регионального и муниципального значения физически утрачены.
  • Комитет выступил с инициативой о проведении инвентаризации всех объектов культурного наследия в каждом регионе.
  • Работа по инвентаризации уже начата в Астраханской области по инициативе губернатора Игоря Бабушкина.

Репетиторство и качество образования

  • Репетиторство остается важной темой.
  • Причины обращения к репетиторам. Высокий уровень обращения к репетиторам (60-90% в некоторых случаях) свидетельствует о недостаточном уровне подготовки школьников. Это связано не только с волнением родителей, но и с реальной нехваткой знаний у учеников.
  • Качество школьного образования. Лилия Гумерова подчеркнула, что необходимо полное соответствие контрольно-измерительных материалов ЕГЭ школьной программе.
  • Существует дефицит квалифицированных педагогов, что также влияет на качество образования. Комитет работает над тем, чтобы опытные и талантливые учителя оставались в школе, а молодые специалисты приходили и не покидали образовательные учреждения.
  • Лилия Гумерова отметила, что если учителя будут получать достойную заработную плату и ученики будут получать качественные знания, то необходимость в репетиторах снизится.
  • Возможное решение проблемы найдено в Республике Башкортостан, где школы организуют помощь ученикам через репетиторов, оплачиваемых школой. Это создает прозрачную систему поддержки, где ученики могут бесплатно получать помощь от квалифицированных педагогов.

Основная цель совершенствования системы высшего образования заключается в подготовке кадров, востребованных экономикой страны, за счет государственных средств и в соответствии с государственным заданием.

Основные направления реформы

  • Практико-ориентированное обучение. Увеличение практических часов в учебных планах вузов. Например, в МИСИС количество практических занятий было увеличено в два с половиной раза. Это позволяет выпускникам приходить на работу с уже готовыми навыками и знаниями, что делает их более конкурентоспособными на рынке труда.
  • Адаптация к потребностям работодателей. Образовательные программы должны соответствовать требованиям работодателей. Это требует постоянного взаимодействия между вузами и бизнесом для понимания, какие компетенции необходимы для будущих специалистов.
  • Единый воспитательно-образовательный каркас. Совершенствование высшего образования должно быть частью более широкой реформы, охватывающей все уровни образования — от детских садов до вузов. Это подразумевает создание связного образовательного процесса, где каждая ступень будет готовить учащихся к следующей.

Единая цифровая платформа формирования контрольных цифр

  • Цель создания платформы. Основная цель внедрения единой платформы заключается в упрощении и стандартизации процесса приема в высшие учебные заведения. Это позволит обеспечить прозрачность и доступность информации о количестве мест для абитуриентов.
  • Учет потребностей регионов. Платформа будет учитывать потребности регионов в кадрах, чтобы более точно распределять контрольные цифры приема в зависимости от спроса на специалистов в разных областях и регионах.
  • Интеграция данных. Ожидается, что единая платформа будет интегрировать данные о всех образовательных учреждениях, что упростит процесс подачи заявлений и получения информации для абитуриентов.

Экспертиза учебников РАН

  • Совет Федерации одобрил об обязательном участии Российской Академии наук (РАН) в экспертизе учебников
  • Введение обязательной экспертизы учебников с участием РАН направлено на обеспечение высоких стандартов образования и актуальность учебных программ.
  • Участие Академии в экспертизе учебников предполагает, что материалы будут проверяться на научную обоснованность и соответствие современным требованиям.