Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в рамках Правительственного часа выступил в Государственной Думе с докладом о реализации национального проекта «Наука и университеты» и о государственной политике в сфере высшего образования.

Ключевые моменты доклада:

Увеличение количества бюджетных мест в вузах:

  • С 2020 года по поручению Президента количество бюджетных мест в вузах последовательно увеличивалось.
  • С 2020 по 2023 гг. количество бюджетных мест увеличилось более чем на 50 тысяч.
  • Около 30 тысяч дополнительных мест выделено вузам новых регионов.
  • Сегодня свыше 60% выпускников 11-х классов имеют возможность поступить в вузы по очной форме на бюджетные места.

Доступность высшего образования в регионах:

  • Почти 75% выделенных бюджетных мест приходятся на региональные университеты.
  • В 2023 году почти 54% выпускников поступили на бюджет по программам первого уровня высшего образования в своем регионе.
  • Ведущие региональные университеты увеличили бюджетный прием на десятки процентов, сохранив качество приема.

Совершенствование процедуры приема в вузы

  • Третий год подряд суперсервис «Поступление в вузы онлайн» обеспечивает абитуриентам возможность подать документов в вузы.
  • В этом году 46%, в прошлом году 35%, абитуриентов использовали суперсервис на портале «Госуслуги».

Совершенствование целевого набора

  • Заместитель Председателя ГД Ирина Яровая предложила создать рабочую группу по подготовке к целевому набору на площадке Государственной Думы. Валерий Фальков согласился с предложениями.
  • В 2023 году работодателями было подано 114 тысяч заявок на целевое обучение, абитуриентами – 173 тысячи заявок.
  • По сравнению с прошлым годом по медицинским специальностям выбрано 88% квот, по педагогам – 65%.

Новые регионы

  • 10 тысяч дополнительных мест было выделено для университетов новых регионов.
  • Восстановление объектов инфрастуктуры. К 1 сентября 2024 года планируется восстановление 22 объектов в вузах новых регионов, в прошлом году было открыто 43 новые лаборатории: 8 — физики, 9 — химии, 4 — биологии, 12 — математики, 10 педагогических лабораторий.

Международное сотрудничество

  • Увеличить количество иностранных студентов в российских вузах до 500 тысяч человек к 2030 год.
  • Грантовая поддержка. Министр предложил ввести грантовую поддержку для талантливых студентов из других стран, которые будут отбираться на конкурсной основе.
  • Сеть аккредитованных агентств. ВалерийФальков отметил необходимость создания сети аккредитованных агентств, которые будут заниматься привлечением иностранных студентов, что упростит процесс адаптации и интеграции.
  • Увеличение количества филиалов российских вузов за рубежом. На данный момент существует более 30 филиалов российских вузов за границей, планируется создать пятый Славянский университет.

Поддержка молодых ученых

  • Создаются молодежные лаборатории: 200 уже создано, из них 30 в новых регионах, всего их увеличат до 940.
  • Создано около 10 тысяч рабочих мест для молодых ученых. Более 50% это люди младше 30 лет.

Мнения профильных комитетов

Сергей Кабышев, председатель Комитета по науке и высшему образованию, акцентировал внимание на:

  1. Сбалансированном развитие высшего образования с другими приоритетами государственной политики.
  2. Важности сохранения уровня финансирования и материального укрепления высшей школы для повышения престижа преподавательской деятельности и увеличения затрат на научные исследования.
  3. Изменении механизмов финансирования образовательных организаций, включая регулирование платного приема и замену подушевого финансирования другими подходами.
  4. Прогнозировании потребностей в кадрах с учетом требований работодателей, а также интеграция высшего образования с наукой и экономикой.
  5. Соответствии образовательных программ национальным ценностям и интересам.
  6. Гарантированном трудоустройстве выпускников после окончания вуза.

Олег Морозов, Председатель Комитета по контролю, отметил:

  1. К 2030 году может возникнуть дефицит до 1,4 млн высококвалифицированных кадров, это в большей степени затронет обрабатывающую промышленность и высокие технологии.
  2. Сохраняется проблема доступности образования в регионах и обеспеченности местами в студенческих общежитиях.

Позиции фракций

  • От партии КПРФ выступил Олег Смолин, который отметил среди плюсов, проделанной работы Минобрнауки, увеличение приема студентов на бюджетные места, но также указал на снижение доступности образования по сравнению с 90-ми годами. Он поддержал создание Передовых инженерных школ и возвращение к фундаментальности в образовании.
  • Заместитель Председателя ГД Борис Чернышов (фракция ЛДПР) подчеркнул важность привлечения частного финансирования и поиска инновационных решений, полезных для регионов и улучшения жизни студентов.
  • Валерий Гартунг, председатель Комитета по защите конкуренции (фракция «Справедливая Россия — За правду»), предложил увеличить расходы на образование до 7% ВВП, ссылаясь на опыт Китая. Он также подчеркнул дефицит кадров.
  • Первый заместитель Председателя Комитета по науке и высшему образованию Ксения Горячева («Новые люди») Ксения Горячева предложила ввести рабочие отпуска для студентов, чтобы они могли получать реальный производственный опыт.
  • Заместитель Председателя Комитета по науке и высшему образованию Александр Мажуга («Единая Россия») отметил, что почти 70% выпускников обеспечены бюджетными местами, благодаря дополнительному финансированию ежегодно возможно ремонтировать более 100 общежитий. По инициативе «Единой России» в вузах установлены отдельные квоты для участников СВО и их детей и усовершенствован механизм целевого обучения.