В 2019 году Шамиль Биктимиров из Сколковского института науки и технологий вместе с Глебом Белым и Дмитрием Притыкиным из МФТИ опубликовали статью «Satellite Formation Flying for Space Advertising: From Technically Feasible to Economically Viable» (Динамические конфигурации спутников для космической рекламы: от технической осуществимости до экономической целесообразности). Авторы предлагали вывести на околоземную солнечно-синхронную орбиту 50 кубсатов модели 12U-CubeSat. В таком случае спутники всегда оставались бы освещены Солнцем.

Габариты каждого спутника были бы невелики – примерно 20x20x34 см, вес от 6 до 8 кг. На орбите спутник разворачивает отражатели, после чего становится хорошо виден с Земли в ночное время, а также на закате и на восходе. Пользуясь алгоритмами роевой робототехники, можно программировать спутники, чтобы они выстраивались в виде рисунков, логотипов или надписей.

Источник: Алексей Ефремов   

Идеи подобной иллюминации на небе уже обсуждались ранее — таким образом предполагалось отметить в 1989 году столетие со дня постройки Эйфелевой башни, а также вывести на небе рисунок олимпийских колец в честь начала олимпийских игр в Атланте в 1996 году. Однако авторы исследования вернулись к данной идее, отметив, что сегодня же можно заметить невооружённым глазом целые вереницы спутников Starlink. 

Таким образом, сегодня определённо есть техническая возможность разместить рекламу в космосе. Авторы описывают, как подобрать параболические рассеивающие отражатели, указывают две наиболее удобных орбиты (около 568 километров, чтобы конструкция совершала 15 оборотов в сутки и 845,5 километров для 14 оборотов). Также обсуждается соотношение «участка», занимаемого конструкцией на ночном небе, и области видимости рекламы на Земле.  

Вот презентация, в которой показано, как рекламные спутники могли бы выглядеть в разных широтах: умеренном поясе (на фоне Эйфелевой башни), в субтропиках (над мостом Золотые Ворота), на экваторе (над островом Бали). Уже в космосе спутник развёртывает прямоугольный или квадратный парус из синтетического светоотражающего волокна майлара (ныне используется при сборке теплиц). 

По мнению Биктимирова, площадь каждого такого паруса может превышать 32 квадратных метра, и с Земли он будет наблюдаться как один «пиксель» в картинке или надписи. Аналогичную конструкцию имел спутник Lightsail-2 с самым крупным солнечным парусом, созданным к настоящему времени – площадь его составляла 32 квадратных метра. Lightsail-2 был выведен на орбиту в июне 2019 года и успешно проработал до ноября 2022 года, после чего был контролируемо введён в плотные слои атмосферы и сгорел. 

Первый сколковский стартап, взявшийся прорабатывать эту идею в качестве бизнес-проекта, назывался StarRocket. В 2019 году StarRocket заключил с компанией PepsiCo контракт на спутниковую рекламу энергетика Adrenaline Rush.   

Минимальный размер «пикселя», по-видимому, составляет 10 квадратных метров. В одну группу должно входить до 300 кубсатов, они будут двигаться на расстоянии около 100 метров от ближайших соседей в рое.  С технической точки зрения наиболее сложна координация спутников и согласованное управление их маневровыми двигателями. Кроме того, спутники должны перегруппировываться в зависимости от того, над каким регионом находятся, учитывать облачность и степень засветки на земле. Очевидно, некоторые широты более заселены и урбанизированы:

Соответственно, у каждого из сотен спутников нужно индивидуально управлять маневровыми двигателями. Для этого требуется с избытком его заправлять, а затем учитывать уменьшение веса аппарата по мере выработки топлива. Необходимо постоянно страховаться от столкновения кубсатов, так как в случае аварии может наступить лавинообразное крушение всей группы, которое будет протекать по принципу «синдрома Кесслера».  

Среди действующих резидентов Сколково аналогичный проект прорабатывает компания «Авант — Спэйс Системс» в главе с Антоном Оссовским. Компания планирует выводить группы спутников на орбиту высотой 500-600 километров и выстраивать из них логотипы и короткие фразы. Кроме того, спутники могут работать в режиме QR-кода, который считывается прямо с неба через мобильное приложение и позволяет перейти на сайт рекламодателя. Спутники будут оснащаться лазерной подсветкой и хорошо просматриваться даже в небе больших городов, когда рой будет проходить над ними. Такое «созвездие» будет проходить большой город примерно за 3-5 минут, и именно на такой срок будет единовременно включаться реклама. 

Принципиальный недостаток данной технологии заключается в том, что рекламные спутники будут осложнять астрономические наблюдения, и на это уже указывают в критических публикациях астрономы, например, Джонатан Макдауэлл из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики. Тем не менее, такие опасения представляются утрированными, так как космическая реклама нужна именно над большими городами, где астрономические наблюдения и так затруднены. Например, уже с 2018 года нарастает необходимость перебазировать Пулковскую обсерваторию из-под Санкт-Петербурга в район с более благоприятными условиями, поскольку интенсивная застройка на юге Санкт-Петербурга приводит к чрезмерному световому загрязнению неба. При совершенствовании спутниковой рекламы её можно было бы демонстрировать на восходе или на закате, как раз, когда цвет неба ещё ровный, но астрономические наблюдения в этот период неудобны. Поэтому технология представляется перспективной именно в направлении развития составных QR-кодов, а не рекламных объявлений, но пока далека от практического воплощения из-за чрезмерно сложной взаимной координации спутников.