Во Владивостоке завершился XII Всероссийский съезд СМУ и СНО. Деловая программа съезда отразила сквозные линии, которые относятся и к тематикам СНТР, и к ключевым решениям Десятилетия науки и технологий. Одна из ключевых задач мероприятия — выстраивание горизонтальных связей между учеными.

В рамках обсуждения кросс-культурной коммуникации в научном сообществе проректор НИУ МГСУ Армен Тер-Мартиросян на примере 3 практических кейсов показал разницу проектного взаимодействия с иностранными коллегами:

  • Россия-Венгрия — проект по восстановлению работоспособности энергоблоков. Особенность работы состояла том, что у 2 стран разное нормативное поле и Венгрия активно старается забыть советский след в своей истории, поэтому скептически отнеслись к взаимодействию с российскими коллегами. Коммуникация была построена на уговорах с российской стороны. Сложности были вызваны историческими предпосылками.
  • Россия-Узбекистан — внешняя экспертиза прорыва плотины в Узбекистане. В отличие от Венгрии Узбекистан расположен к исследователям из России и до сих пор использует отраслевую российскую нормативную базу. Сложность коммуникации в данном кейсе была связана с разницей менталитетов — умение преподносить себя, общаться с людьми старшего поколения, органами власти и тем, кто с кем связан родственными узами.
  • Россия-Киргизия — экспертиза добычи ресурсов.

Вывод, к которому пришел Армен Тер-Мартиросян, на примере взаимодействия с Узбекистаном и Киргизией, что Средняя Азия — регион, благоприятный для взаимодействия в сфере исследований и разработок. Во-первых, потому что в регионе утрата собственных компетенций, а во-вторых — регион готов вкладывать деньги в прикладную науку. Главный нюанс — при проведении совместных исследований многое придется делать самостоятельно российской стороне.

Тему коммерциализации разработок он развил на сессии «Долина смерти: как не потерять то, что имеешь, но приумножить?». Армен Тер-Мартиросян:

Если мы говорим про коммерциализацию, возможно мы должны перестать говорить про безумные открытия, которые должны перевернуть весь мир, потому что из этого получается 0,001%. Может быть, стоит посмотреть под ноги, и под ногами у вас золото в виде уже готовых разработок, которые просто ждут коммерциализации. Иногда не нужно изобретать велосипед, а просто взять существующую схему и сделать его.

При обсуждении геномных технологий и персонализированной медицины Руководитель Курчатовского геномного центра НИЦ «Курчатовский институт Максим Патрушев подчеркнул, что Россия сегодня является лидером по редактированию геномов растений. Перспективы развития — это синтетическая биология и конструирование геномов. Максим Патрушев:

Национальная база генетической информации с 2025 года будет включать в себя инструменты и расчетные мощности. У нас много сделано в плане конкретных прикладных решений. Когда отстроили базовые процессы, важно сосредоточиться на конкретных отраслевых решениях — наследственные заболевания и онкогеномика.

Лечение рака в зависимости от формы имеет разную эффективность. Уже проводится геномное профилирование опухолей — через забор материала, секвенирование и подбор лечения.

Заведующая группой генной иммуноонкотерапии ИБХ академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН, заместитель генерального директора по науке Московского центра инновационных технологий в здравоохранении Ирина Алексеенко:

Мы не вылечили рак, потому что в мире нет двух одинаковых раковых клеток.

Обсуждая роль гуманитарных наук в преодолении больших вызовов, глава издательства «Наука» Николай Федосеенков отметил, что у гуманитариев особая миссия — объяснять происходящие процессы, в том числе в условиях смены технологического уклада.

Характеристика профессионального образования в целом — тенденция на увеличение инженеров и ученых в области естественных наук. Первый заместитель председателя ГД по науке и высшему образованию Александр Мажуга подчеркнул, что мнение, что это делается в ущерб гуманитариям, — ошибочно — КЦП не урезаются.

Александр Мажуга:

Особенность современного образования в том, что оно становится слишком технократичным. Гуманитарная составляющая размывается, и это неправильно. Надо ее вернуть — уже введено 144 часа истории в вузах. А гуманитарная составляющая и знание истории — это то, что в том числе направлено на предотвращение конфликтов, и это надо знать.

Другой аспект — патриотическое воспитание ученых, он был зафиксирован в последней редакции СНТР. Проявление патриотизма ученых связано с реализацией сверхзадач. В ретроспективе атомный и космический проект показали, что сделать невозможное удалось именно благодаря мотивации — чтобы страна была первая, желание испытать чувство гордости за страну через результат собственного научного труда. В настоящее время сверхзадачи связаны с достижением технологического суверенитета. У гуманитариев в этом контексте не менее важная задача — прогноено-аналитические оценки социально-экономического эффекта и развития мировой ситуации. Доцент кафедры правовой информатики, директор, НОЦ «Цифровая образовательная среда» юридического факультета МГУ Максим Воронин дополнил, что гуманитарное знание всегда дает непреходящие ценности и определяет мотивы в деятельности людей.

Как поделился Александр Мажуга, один из вопросов на повестке работы комитета — вопрос этики.

Александр Мажуга:

Нужен кодекс этики ученого. Все больше об этом говорят.

Доцент кафедры управления образовательными системами МГУ, председатель СМУ РАО, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию Никита Краснощеков выделил 2 проблемы гуманитарных наук:

  • Престижность — гуманитарии не могут найти себе применение и не самореализуются по профилю;
  • Недофинансированность — чтобы больше привлекать гуманитариев к решению проблем, необходимо больше финансов вкладывать в аналитические центры. Центры, которые будут анализировать, как оказывать влияние на противника.

Одним из приоритетов Десятилетия науки и технологий является поддержка и развитие научно-популярных проектов. Эту тему со спикерами Съезда обсудил руководитель Лаборатории научно-популярных и культурных проектов Образовательного Фонда «Талант и успех», академический руководитель магистерской программы «Научная коммуникация» ИТМО, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию Константин Фурсов.

Начальник отдела сопровождения Десятилетия науки и технологий Минобрнауки России Али Асадов:

Министерство поддерживает популяризацию науки, потому что это работает на повышение престижа профессии ученого в целом. А если к исследователям относятся с уважением, то и им приятнее заниматься своим делом. Второе – это нужно для вовлечения молодежи в науку. Популяризация важна, чтобы воспроизводство научных кадров работало в нужных нам темпах.

При этом Министерство расширяет партнерские направления — так, 14 июля на базе университетов НИТУ МИСИС, НИЯУ МИФИ и НИУ МИЭТ прошел хакатон Мастерской новых медиа.

Директор АНО «Центр развития научных и образовательных инициатив», соавтор проекта «НАША ЛАБА», победитель конкурса грантов Минобрнауки России в 2024 году, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию Ольга Тарасова уверена, что главный работающий принцип — «вовлекая — увлекай». Она рассказала об этом на примере работы проекта «Наша Лаба» на выставке-форуме «Россия». Генеральный директор научно-исследовательского центра по разработке и тестированию продуктов из полимеров ООО «Сибур ПолиЛаб», член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию и герой выставки «Наука в лицах» Константин Вернигоров отметил, что о выставке в течение первых 3 дней через СМИ узнало 40 млн человек. Это дает палитру возможностей молодежи самоопределиться.

В рамках стратегической сессии «Профессиональная траектория ученого: в науку со школьной скамьи» модератор Эдуард Ибрагимов подчеркнул, что, в соответствии с прогнозами НИУ ВШЭ, 90% исследователей после 29 лет должны остаться в науке, чтобы не образовалось кадрового провала. Сейчас только 13% поступивших на программы аспирантуры защищают кандидатскую диссертацию.

Доцент факультета политологии МГУ, директор департамента просветительской деятельности ЭИСИ Антонина Селезнева выделила 3 характеристики молодого ученого:

  • Личностно-профессиональные — в науке может остаться не каждый, поскольку, чтобы достичь успеха, здесь работает накопительный эффект;
  • Статусно-ролевые — молодой человек выстраивает свое движение в науке через понимание того, как устроено пространство
  • Образно-символические — для формирование привлекательного образа профессии ученого важно показывать образцы успешных учёных

Также особую роль играет академическая репутация — то, как воспринимает молодого ученого профессиональное сообщество.

Антонина Селезнева:

У молодежи есть запрос на удовлетворение социально-экономических потребностей, есть и эгоистичные запросы — на успех, самореализацию и комфорт. Но также есть и запрос на принадлежность к социуму и сообществу, на профессиональную идентичность.

Заместитель руководителя Дирекции по взаимодействию с научными центрами Департамента методического обеспечения «Движения Первых» Татьяна Ильина поделилась, что в РДДМ вовлечение молодежи в науку начинается с 7 лет. При этом, отвечая на вопрос, стоит ли это начинать делать раньше, она ответила:

Давайте поможем детям побыть детьми.

СУНЦ МГУ во главу угла ставит проектную деятельность как способ увлечь наукой школьников. Не менее важны наставники, которыми для школьников могут выступать студенты средних курсов. Однако не менее важны наставники и для студентов. Научный сотрудник ИНИОН РАН Динара Тулегенова:

Прежде всего студентам необходим наставник, который поможет не только войти и остаться, но и разобраться с организационными моментами.

Как об исторической научно-просветительской площадке советник директора Политехнического музея Екатерина Лычева напомнила о Политехническом музее. И рассказала, что после 12 лет реконструкции музей снова откроется в 2025 году. Он также позволит вовлекать молодежь в сферу исследований и разработок.