В КФУ прошло совещание по вопросам образования под председательством заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ирины Яровой. На повестке — обсуждение целевого обучения в вузах.

Ирина Яровая:

Как минимум 40 % (выпускников – прим. ред.) не работают по специальности и не собираются. Возникает вопрос: как решить проблему развития экономики одновременно с созданием для ребят тех возможностей, которые позволят им чувствовать себя уверенно, самодостаточно.

Как раз Ирина Яровая стала инициатором изменений в правилах целевого приема, которые заработали с мая 2024 года. С этого года все возможности целевого обучения представлены на портале «Работа России». В рамках совещания она отметила, что задача — сделать конкурс максимально доступным. Хотя здесь, как представляется, проблем особенно и нет — квоты на целевое обучение регулярно увеличиваются. Так, на 2024/2025 учебный год выделено 145 тыс. мест, что на 6% больше относительно прошлого года.

Проблема в другом — стандартно сохраняется недобор на места по целевой квоте. В 2023 году на целевое было всего зачислено 56 551 человек. При этом средний балл ЕГЭ у целевиков не уступает среднему баллу поступивших на бюджет — 66,48 балла и 66,49 балла соответственно. Общее количество обучающихся по целевой квоте в 2023 году составило 217,2 тыс. человек (5,02 % от общего числа).

При этом растет интерес к целевой аспирантуре. В целом в 2020/2021 году прием увеличился на 42,9 % и вырос с 303 до 433 человек. В 2023 году выделено уже 777 мест. В то же время % заполнения квоты приема на целевое обучение в 2019 и 2020 годах по всем направлениям подготовки и специальностям составил порядка 19% в 2019 году и 24% в 2020 году, о чем пишет Минобрнауки России.

О проблеме недобора говорят и ректоры российских вузов. Так, на портале Российского союза ректоров в 2023 году собраны мнения на тему, как изменилось число студентов-целевиков в вузах за последние 10 лет.

Сергей Жидков, и. о. ректора Мичуринского ГАУ прокомментировал:

В Мичуринском ГАУ за последние 10 лет отмечено снижение числа учащихся по договорам о целевом обучении. Если в 2014—2015 учебном году количество студентов-целевиков составляло 932 человека (14 % от общего количества обучающихся), то в 2019—2020 учебном году — 585 человек (9 %). В текущем учебном году данный показатель составил уже 232 человека (4 %). Уменьшение числа студентов-целевиков связано в первую очередь с тем, что предприятия заинтересованы в получении кадров «здесь и сейчас», нежели через 4-6 лет. А во вторую очередь с тем, что абитуриенты не хотят быть «привязанными» к одному предприятию.

Например, в Пермском крае в 2023 году ни один вуз не смог закрыть 100% целевого набора: Пермский Политех принял 179 человек вместо 361, Пермский педагогический университет зачислил 171 студента вместо 231, ПГАТУ — 18 вместо 137 мест, в Пермский мед пришел 261 студент-целевик вместо 371. Таким образом, даже на примере 4 вузов региона — 629 целевиков вместо 1100 — выполнение КПЭ на уровне 57%.

Другая проблема — разный уровень конкуренции за целевое место в зависимости от вуза. Платформа «Работа России», скорее всего, сделает информацию о поступлении на целевое более доступной, что приведет к тому, что конкурс в престижных вузах станет еще выше. Однако вряд ли это повысит привлекательность направлений, которые традиционно больше всего востребованы в рамках договоров о целевом обучении — железнодорожники, учителя, аграрии. В результате это может привести к еще большему дисбалансу в целевом наборе.

Исследователь из Новосибирского государственного технического университета Юрий Эзрох проанализировал конкурсный отбор в ряде вузов по сумме-баллов студентов-целевиков и пришел к выводу, что 75% из них не прошли бы на бюджет по общему конкурсу.

#ИсполнительныйДиректор:

Причина заинтересованности государства в целевом обучении понятна — гарантированная «отработка» полученного образования закрывает запросы рынка труда по наиболее востребованным специалистам. И с государственной точки зрения увеличение количества целевых мест выглядит вполне оправданным.

В то же время конкурентные преимущества целевого обучения местами оказываются не так уж и конкуренты. И есть направления, по которым абитуриенты неохотно связывают себя рабочими обязательствами на несколько лет ради высшего образования. Отчего страдают в первую очередь многочисленные педы, меды и агровузы. На этом фоне увеличение количества целевых мест выглядит не столь оптимистично.

Потенциал целевого — увеличить количество выпускников, работающих по специальности. Сейчас до 60% выпускников не соответствуют этому критерию. Поэтому кроме увеличения квот важно работать еще и с содержанием — качественно повышать привлекательность целевого обучения.

Источник фото: сайт «Информационная политика КФУ»