В рамках государственно-частного партнерства в России активно развивается образовательная инфраструктура. Как представители руководящих должностей Министерств, учреждений, так и сами студенты вузов и колледжей стремятся создать современные, функциональные и комфортные условия для обучения, потому что многие из учебных зданий выглядят плачевно, а иногда и непригодно для обучения.

Одним из примеров такого развития является проект «Школа мечты», запущенный в прошлом году в рамках президентской программы капитального ремонта школ. Этот проект не только способствует физическому обновлению школ, но и внедряет новые подходы к их дизайну и функциональности, делая образовательные учреждения более привлекательными и эффективными.

Цели и достижения проекта

Проект «Школа мечты» был призван привлечь студенческие команды профильных направлений вузов к работе над школьной средой, предложив им возможность внести свой вклад в развитие образовательной инфраструктуры страны. Более 50 вузов и колледжей из 35 регионов приняли участие в проекте, разрабатывая дизайн-проекты для конкретных школ. Этот опыт стал ценным ресурсом для участников, открывающим перед ними новые возможности в области дизайна и архитектуры.

Лидер проекта, председатель комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по просвещению и воспитанию Наталья Кравченко озвучила миссию проекта:

Проект призван привлечь к работе над школьной средой студенческие команды профильных направлений вузов.

Участие и оценка

На финальном этапе проекта были проведены защиты на уровне правительства региона, в которых участвовали представители различных областей – от руководителей крупных школ до архитектурных бюро и общественных деятелей. Такой широкий спектр участников обеспечил высокую степень экспертизы и критического взгляда на представленные проекты.

Наталья Кравченко дополнила:

Работы оценивали члены сформированного экспертного совета: руководители крупных школ (частных и государственных), архитектурные дизайн-бюро, представители университетов, часть общественных деятелей, которые включены в деятельность проекта капремонта.

Вклад в развитие образовательной среды

Проект «Школа мечты» демонстрирует новый подход к развитию образовательных учреждений, подчеркивая важность соавторства и активного участия молодых специалистов в процессе создания современной образовательной среды. Это не просто ремонт или модернизация зданий, но и глубокая переработка концепций обучения и взаимодействия внутри школы. Здесь речь идет об РДДМ «Движение Первых», которые не имеют профильного образования, но включаются в работу над архитектурной составляющей проекта, как заявляют эксперты проекта – опыт успешный. Замминистра образования и науки РФ Ольга Петрова подчеркнула, что в реализации проекта не обошлось без грантов, а именно вложилось вышеупомянутое РДДМ «Движение Первых».

На финальном этапе проекта «Школа мечты», критерии оценки проектов были направлены на выявление наиболее перспективных и реализуемых дизайн-проектов, которые соответствуют современным требованиям и стандартам образовательных пространств. Основные критерии, по которым оценивались проекты, включали:

  • Прозрачность процессов: проекты должны предусматривать четкую структуризацию пространства, обеспечивающую легкость восприятия и понимания процессов обучения и взаимодействия внутри школы.
  • Уютные и пересобираемые пространства: создание комфортной и адаптивной среды, которая может легко перестраиваться и модифицироваться в соответствии с потребностями учебного процесса и изменяющимися требованиями времени.
  • Визуальное зонирование: определение и выделение различных зон внутри школы с помощью цветовой гаммы, освещения и других средств визуального оформления для создания ясного разделения пространства на зоны для разных видов деятельности.
  • Современные шумопоглощающие материалы: использование материалов, снижающих уровень шума, для создания спокойной и концентрации атмосферы в классах и общедоступных зонах.
  • Акцентные стены и поверхности: включение элементов интерьера, которые могут служить центрами внимания и стимулировать творческое мышление и креативность учащихся.
  • Безопасные зоны для индивидуальной работы: организация пространств, предназначенных для индивидуальных занятий и самостоятельной работы, с учетом безопасности и удобства пользователей.

Заместитель руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ Наталья Логутова с высоты своего профессионального опыта сказала:

Было много попыток работы с наследием школы, в свое время Институт образования сделал исследование инфраструктуры образования. Список требований, который касался содержания образования, находился где-то внизу, а основные показатели генерировали эксперты образования количественные – стульев побольше и тд. Сейчас были уже и содержательные требования как трансформировать инфрастуркутуру.

Перспективы и влияние

После успешного завершения первого этапа проекта было объявлено о начале нового этапа, включающего в себя интенсивы и дальнейшее сотрудничество между вузами, школами и общественными организациями. Это подчеркивает долгосрочный характер и потенциал проекта “Школа мечты” для формирования новых стандартов в области образования.

После объявления победителей первого этапа проекта, начинается обучение через мастер-классы и интенсивы, направленные на углубление знаний и навыков в области дизайна образовательных пространств. Проекты, которые разработаны на предыдущем этапе, будут внедрены в образовательные учреждения по всей России, что приведет к значительным изменениям в их функциональности и комфортности. В рамках продвижения идеи соавторства с общественностью будет укреплено сотрудничество между школами, местными сообществами и профессионалами в области дизайна и архитектуры. Опираясь на опыт первого этапа, будут разработаны новые стандарты и рекомендации для проектирования и ремонта образовательных учреждений, учитывающие современные требования и тенденции в области образования.

Директор Школы «Летово» Михаил Мокринский отметил, что были приглашены около 60 студентов-участников, чтобы они могли не просто посмотреть школы, но и понять, что из данного в рамках проекта превращается в систему. Заместитель председателя правления Движения Первых Соня Погосян с Натальей Кравченко объявили о старте заявочной кампании Всероссийского марафона соучаствующего проектирования «Школа мечты», который совместно с Движением Первых будет запущен в сентябре этого года для всех школ – участниц федеральной программы капремонта во всех регионах Российской Федерации с участием школьников и студентов региональных профильных вузов и колледжей.

Проект «Школа мечты» представляет собой значительный шаг вперед в развитии образовательной инфраструктуры России, демонстрируя, как современные подходы и технологии могут быть эффективно внедрены в традиционные образовательные учреждения для создания более комфортной и продуктивной среды обучения.