Андрей Фурсенко, помощник Президента РФ, зачитал поздравление от Президента РФ Владимира Путина:

Подчеркну, система высшего образования – наш мощный интеллектуальный ресурс. И потому важно, чтобы университеты, академии, институты наращивали свой научный потенциал, становились местом проведения фундаментальных и прикладных исследований, разработки прорывных технологий.

Стоит отметить, что Владимир Путин уделяет большое внимание деятельности союза ректоров. Так, в поздравлении с 30-летием организации Владимир Путин подчеркнул, что организация вносит значительный вклад в развитие высшей школы и является столпом по наращиванию интеллектуального потенциала нашей страны. Также о важности союза свидетельствуют и поручения Президент РФ: в марте этого года было поручение подготовить предложения по рейтингу вузов стран БРИКС.

Дмитрий Чернышенко, заместитель Председателя Правительства РФ, выступая с докладом, отметил приоритетные направления работы в научно-образовательной сфере. Дмитрий Чернышенко отметил, что сегодня возлагаются большие надежды на формирование новой национальной модели высшего образования.

В соответствии с указом Президента запущен пилотный проект, направленный на изменение уровней профессионального образования, который уже реализован в шести вузах. Напомним, что согласно указу, вводятся следующие уровни высшего образования: базовое высшее образование (срок освоения — от 4 до 6 лет) и специализированное высшее образование (срок освоения программ магистратуры — от 1 года до 3 лет). Также вводится уровень профессионального образования — аспирантура. На уровне специализированного высшего образования пилотный проект включает реализацию программ магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. В пилотном проекте принимают участие БФУ им. Иммануила Канта, МАИ, НИТУ МИСИС, МПГУ, Санкт-Петербургский горный университет и Томский государственный университет.

Дмитрий Чернышенко в своем выступлении также подчеркнул, что подготовка квалифицированных специалистов для разработки и ускоренного внедрения в экономику наукоёмких технологий является приоритетом Правительства. Для увеличения притока талантливой молодёжи в науку создаются новые лаборатории под руководством молодых перспективных исследователей:

Необходимо обеспечить максимальное участие Российского Союза ректоров в работе над прогнозом рынка труда. Мы должны опираться на прогноз научно-технологического развития.
Также ректорскому корпусу сегодня совместно с органами государственной власти необходимо проработать стратегические подходы к обеспечению реализации потенциала каждого студента, развитию его талантов, воспитанию патриотичной и социально ответственной личности.

Ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий выступил с докладом о деятельности союза ректоров за последние пять лет. Среди ключевых направлений работы были выделены следующие:

Расширение международного сотрудничества российских вузов

  • Только с Китаем российские вузы реализуют 167 двухсторонних образовательных программ на русском, китайском и английском языках, а также создали 27 совместных образовательных организаций.
  • Развиваются крупные сетевые образовательные проекты, такие как Сетевые университеты СНГ, ШОС, БРИКС, Евразийские и Российско-Африканские сетевые университеты.

Расширение филиальной сети российских вузов

  • Одним из первых таких проектов стал совместный Московский университет и Пекинский политехнический университет в Шэньчжэне, где сейчас обучаются 3000 студентов по 50 программам.

Развитие системы олимпиад и поддержки талантов

Создание Московского международного рейтинга университетов

  • По поручению Президента Владимира Путина был создан Московский международный рейтинг для более адекватной оценки российских вузов на международном уровне.
  • Российский Союз ректоров провел большую работу, чтобы этот рейтинг учитывал национальные особенности и специфику российской системы высшего образования.
  • Московский международный рейтинг дает объективную оценку их вклада в научно-технологическое развитие страны.

К приоритетным направления работы вузов президент РСР, ректор МГУ им М.В.Ломоносова выделил:

  • Финансовая наука и фундаментальные исследования.
  • Цифровизация и инновации.  
  • Повышение квалификации педагогов.

На мероприятии прошла работа 5 секций:

  1. Национальная система образования – фундамент научно-технологического суверенитета страны.
  2. Сотрудничество РСР и РАН в реализации приоритетных направлений. Участниками секции было предложено усилить экспертизу РАН при формировании госзаданий вузов, чтобы знания превращались в готовые продукты, рекомендовано расширить сотрудничество вузов и РАН через создание базовых кафедр, центров, консорциумов, а также предложено увеличить долю аспирантов и улучшить качество их поддержки.
  3. РСР и «третья миссия» университетов.
  4. Деятельность РСР на международном научно-образовательном пространстве: ассоциации вузов, форумы ректоров и международные рейтинги университетов. На секции участники подчеркнули эффективность многостороннего формата взаимодействия, в том числе с ЕАЭС, БРИКС, ШОС, ОИС, СНГ, предложили поддержать инициативу проведения Форума университетов БРИКС, открытие филиалов для продвижения российского образования. По итогам секции было рекомендовано делегировать представителей для разработки предметных рейтингов университетов стран БРИКС.
  5. Вопросы формирования суверенного российского мировоззрения и воспитания патриотичной и социально ответственной личности. Участники секции обсудили важность воспитания не только студентов, но и будущих родителей.

По словам ректора Санкт-Петербургского государственного университета Николая Кропачева:

Задача, которая стоит перед вузами, – это не воспитание студентов — это воспитание будущих родителей. Студенты, уже воспитанные, пришли скорее нам приходится их перевоспитывать и формировать тех, кто будем потом к нам приводить людей, это очень важно.

Было также предложено создать этический кодекс российских университетов, открывать православные храмы в вузах, рекомендовано вовлекать студентов в приемку работ и услуг, оказываемых в интересах вуза, для развития ответственности.

В завершение мероприятия делегаты съезда Российского Союза ректоров единогласно подтвердили полномочия президента Союза, ректора Московского университета, академика Виктора Садовничего.

Виктор Садовничий, эксклюзивно для НОП, рассказал о планах РСР на ближайшие пять лет:

Мы продолжим работу по укреплению авторитета нашей системы образования, обеспечения независимости и фундаментальности образования, будем добиваться сотрудничества со многими странами. Мы сегодня приняли важные решения, которые и собираемся реализовать в ближайшие пять лет.