Закон в молодежной политике – превыше всего
На днях Доме молодёжи на выставке «Россия» прошло заседание коллегии Росмолодёжь. Главный актор молодежной политики страны подвел итоги, поделился планами на будущее и рассказал о результатах работы молодежной политики всей страны.
Среди участников заседания – главные действующие лица молодёжной политики: Ксения Разуваева, Руководителя Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь), Сергей Новиков, Начальник управления Президента РФ по общественным проектам, заместитель руководителя Федерального агентства по делам содружества независимых государств Дмитрий Поликанов и Председатель Комитета Государственной Думы по молодежной политике Артем Метелев, а также руководители региональных органов исполнительной власти и представители НКО.
Артем Метелев рассказал об итогах работы Комитета Государственной Думы по молодежной политике и поделился главными результатами законотворческой деятельности своей команды:
Система трудоустройства для молодежи
Благодаря активной законодательной работе комитета, число вакансий для подростков увеличилось более чем на 500%.
По оценкам Минтруда, в следующем году будет значительный рост, который составит 10–20% в год:
Хорошая работа, качественная работа и зарплата — это то, о чем думает в первую очередь молодой человек. Мы здесь для себя видим несколько направлений. Это занятость подростков, содействие занятости студентов по специальности, практико-ориентированное образование и поддержка занятости уязвимых категорий — детей-сирот и молодых инвалидов.
Наставничество
Развитие наставничества – уникальное наследие Года педагога и наставника, который изменил само отношению не только к термину, но и к самой миссии наставника:
По поручению Президента Комитет инициировал закон, который закрепляет институт наставничества на производстве, на рабочих местах и гарантирует обязательную доплату наставникам за их работу.
Молодёжный туризм
Молодежный туризм – одна из приоритетных сфер молодежной политики. Благодаря работе Комитета за прошлый год удалось серьезно нормализовать нормативно-правовую базу:
Наша задача в этой сфере — посмотреть и отладить нормативку. Мы вместе с Роспотребнадзором поменяли нормативные акты и теперь к обычным походам и слётам не применяются требования, которые применялись к палаточным лагерям. Это, на самом деле, была большая проблема для организаторов походного туризма, потому что там целый вал действий, которые нужно было совершать. Теперь это всё отменено.
Профилактика экстремизма и правонарушений
Комитет является одним из локомотивов развития законодательной сферы для предотвращения детской преступности:
Подростковая преступность за 10 лет в два раза снизилась, но все еще остается актуальна проблема повторных преступлений среди подростков. Мы видим, что 52% преступлений подростков совершаются в группе лиц. Это означает, что влияет на них окружение. Наша задача – постараться это окружение заменить теми, кто может помочь им сформировать правильные ценности, жизненные убеждения, смыслы. Поэтому был внесен закон о наставничестве для детей в трудной жизненной ситуации. Мы создаем каркас института наставничества в этой сфере.
Добровольчество
По указу Президента, одна из национальных целей развития России посвящена вовлечению более 45% молодых людей в добровольческую общественную деятельность:
Это очень амбициозная, важная задача, и в том числе для этих целей мы предлагаем разные инструменты. У нас внедряется программа обучения служения, очень важная, идеологическая программа. Комитеты по делам молодежи нам здесь нужны как активные участники.
Заурбек Хугаев, руководитель платформы «Дигория», Генеральный директор АНО «Институт гуманитарных программ», для НОП:
Прошедшее заседание итоговой Коллегии Росмолодежи фактически подводило итог не за 2023 год, а за десятилетний период трансформации и развития молодёжной политики, что особенно актуально в преддверии шестилетки нацпроекта «Молодежь и дети».
Важно понимать, что те цифры, которые мы видим сегодня – а это охваты аудитории в 1,3 млн на очных форумах и 20 млн онлайн – стали возможны благодаря долгому процессу выстраивания комплексной системы поддержки молодёжи. К середине десятых годов молодежная политика не была должным образом обеспечена научной базой, не была юридически оформлена, решения не всегда отвечали интересам и потребностям молодежи и были представлены, в основном, локальными мероприятиями.
Ситуация начала меняться с утверждением в 2014 году «Основ государственной молодёжной политики до 2025 года». После 2018 года стали стремительно разрастаться профильные и адресные инициативы, теперь объединенные в большую экосистему проектов под началом Росмолодежи. Такой подход позволяет, с одной стороны, вести целевую работу с разными возрастными и социальными группами и всеми отраслями одновременно, с другой, сохранять все проекты в едином русле традиционных духовно-нравственных ценностей, а также упростить взаимодействие и коммуникацию между ними.
Самые важные изменения, на мой взгляд, касаются времени и целей деятельности молодежных проектов. Если раньше самым распространенным был «форумный», эпизодический подход, то сейчас все больше инициатив переходят в постоянный формат поддержки и занятости молодежи (это уже 4 действующих круглогодичных центра, 12 победителей конкурса на создание таких центров и даже 2 центра в новых субъектах).
Более того, нацпроект нацелен не на бесконечное расширение развлекательной активности для молодого поколения, сейчас в приоритете – работа со смыслами, ценностно-мировоззренческое образование и просвещение, воспитание патриотичной и социально ответственной личности.
Молодежная политика меняется, а вместе с ней и все проекты сферы. Впереди нас ждет еще 6 лет активной, содержательной работы, и нужно сделать всё возможное, чтобы, подводя итоги работы в рамках нацпроекта, мы могли с уверенностью сказать, что за эти годы нам действительно удалось вырастить патриотично настроенную, социально ответственную и гармонично развитую молодёжь.