300 лет РАН: заседание в Северной столице
В честь 300-летия Российской академии наук в Санкт-Петербурге прошло торжественное заседание Президиума РАН.
В ходе мероприятия были обсуждены актуальные вопросы работы как всей Российской академии наук, так и ее регионального отделения в Северной столице.
Заседание открыл Президент РАН Геннадий Красников, отметив символичность места проведения собрания — здания Академии наук на Университетской набережной:
Это исторически значимое место для нашей науки. Вплоть до 1934 здесь проходили заседания академиков Президиума до тех пор, пока Академия не переехала в Москву.
Российская академия наук – это одна из немногих общероссийских институций, которая имеет непрерывную 300-летнюю историю. Для каждого поколения академиков оставались актуальные задачи, как преумножение знаний, развития научных школ, обеспечение преемственности научной мысли – на каждом историческом этапе наши ученые достойно отвечали на ключевые вопросы развития страны.
Ключевой темой заседания стала оценка значимости создания отделения РАН в Северной столице.
С поздравительным словом от губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглова выступил Вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин. В письме Александр Беглов поздравил участников с историческим событием – расширенным заседанием Президиума РАН в родных стенах здания Академии наук, подчеркнув историческую связь Санкт-Петербурга и РАН:
Уверен, что наше плодотворное сотрудничество и дальше будет служить процветанию и устойчивому развитию нашего города и страны.
Президент РАН обозначил ключевые направления и задачи, стоящие перед Российской академией наук, отметив, что научно-технологическое развитие продолжает оставаться той силой, которая объединяет научное сообщество:
Масштабные вызовы, которые возникли перед нашей страной, требуют совершенно нового подхода к управлению научными исследованиями. В связи с этим одним из важнейших направлений деятельности сегодня становится совершенствование механизмов научно-методического руководства. Наша работа нацелена на повышение эффективности управления наукой на территории всей России.
Так сложилась, что ранее сформировавшиеся механизмы формирования государственного задания на фундаментальные поиски исследования уже не соответствуют духу времени.
В результате мы видим, что научный ландшафт в России носит островковый характер. Мы видим, как многие большие важные темы остаются без исследования. Десятки научных организаций занимаются одной и той же тематикой, тем самым зачастую дублируя друг друга в своей деятельности.
Были также обозначены планы по дальнейшей работе РАН:
До конца года должны утвердить долгосрочные программы научных исследований, выделить финансирование, наладить постоянный мониторинг их выполнения. Применяя механизм научно-методического руководства, РАН будет ориентироваться на показатель востребованности». Это значит, что исследования, проводимые в рамках государственного задания, должны быть полезными как государственным структурам, так и бизнесу.
Другим важным направлением была отмечена экспертиза. «Сегодняпод экспертизу попадают практически все проекты важных государственных решений – это означает повышение роли Академии, как вышей экспертной площадки в стране.
В заключение Геннадий Красников подчеркнул увеличивающуюся роль Академии:
Как главный интеллектуальный штаб страны, Академия становится площадкой, которая консолидирует учёных , исследовательские коллективы, представителей компаний, вузовской, отраслевой науки вокруг ключевых вопросов научно-технологической повестки.
Михаил Пиотровский, академик РАН, заместитель председателя регионального отделения Санкт-Петербургского отделения РАН, специально для НОП рассказал о трансформации в гуманитарном образовании в эпоху цифровизации:
Технические специальности не занимают внимание. Это только малая группа. А мир перестраивается на основах гуманитарных вещей: традиционных ценностей, исторической памяти и так далее. Это и есть главная основа. Для этого нужно обыкновенное стандартное гуманитарное образование.
А IT – это как учиться писать, учиться считать. Эти направления сегодня, как я говорил, гуманизируется благодаря использованию всех этих цифр.
Гуманитарное образование – в основе, потому что это про человека. Если мы хотим, чтобы новейшие технологии были для человека, то они должны быть на этом и основаны.