Разработки РУДН в ИИ
На пресс-конференции в «Россия сегодня» представители Российского университета дружбы народов обсудили, как искусственный интеллект меняет образовательную среду, требования к специалистам и научные практики.

«Будущее образования без ИИ представить уже невозможно»
Юлия Эбзеева, первый проректор – проректор по образовательной деятельности Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, обозначила главный контекст:
«Искусственный интеллект пронизывает всё. Но страх перед ним по-прежнему есть. Наша задача – объяснить, как использовать технологии осознанно и перестать воспринимать их как угрозу».
Она подчеркнула разрыв между ожиданиями студентов и возможностями преподавателей:
«Студенты говорят: “Это прошлый век. В школе нам давали больше”. Преподаватель должен быть на шаг впереди, но не в плане эффектных инструментов, а в умении видеть, где ИИ ошибается».
Как ИИ перестраивает работу преподавателей
Одна из ключевых разработок РУДН – ассистент преподавателя, который берет на себя рутинные процессы. Наим Резаян, заведующий лабораторией искусственного интеллекта ФИИ Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, пояснил, что преподаватель загружает аудио или видео занятия. Система за несколько минут возвращает расшифровку, хронологию, цель занятия и структурированный конспект. Она анализирует стиль речи, распределение монолога и диалога, фиксирует эмоции по пятнадцати признакам. По его словам, технология должна работать на снижение нагрузки:
«Создание экзаменационных вопросов – одна из самых затратных задач. Теперь систему можно попросить сформировать любой тип вопроса».
В платформу встроена и возможность генерировать подкасты с голосом преподавателя – функция стала востребованной среди студентов.
Спрос на программы ИИ растет
По словам Юлии Эбзеевой, интерес к направлениям, связанным с ИИ, оказался значительно выше ожиданий:
«Мы не предполагали такого ажиотажа. План приема был превышен почти в 6 раз».
Во все программы университета – от аграрных специальностей до гуманитарных – включены модули по Python и базовому искусственному интеллекту. Университет также стал победителем профильных грантов и одним из активных участников национальных инициатив в сфере ИИ. Индустрия подтверждает потребность в таких компетенциях. Михаил Неверов, директор по развитию ИИ X5 Group, из X5 отметил:
«Искусственный интеллект скоро станет как электричество. Недостаточно иметь модель – важно встроить ее в процессы. В каждой специальности должны быть люди, которые умеют пользоваться ИИ».
Новые модели обучения: от проектов к исследованиям
Юлия Эбзеева подчеркнула, что студенты ещё на первом курсе включены в исследовательскую деятельность:
«Студенты иногда даже не понимают, что занимаются наукой. Проект больше не может быть только образовательным – он всегда научно-образовательный».
Классические задания вроде эссе теряют актуальность, потому что решаются с помощью ИИ. Университет переходит к практическим проектам, где студент вместе с преподавателем проходит полный путь – от постановки задачи до готового решения.
ИИ в изучении русского языка и мобильных платформах
Команда РУДН представила обновленную цифровую платформу для иностранных студентов. За пять лет на ней занимались более 15 тысяч человек из 114 стран.
«Мы создали платформу, которая работает в офлайн-режиме, генерирует тренажеры на основе интересов студента и адаптирует обучение под его потребности».
ИИ ускоряет исследования
ИИ стал частью научного процесса. На конференции отметили три этапа, в которых роль технологий наиболее заметна:
«Первый – анализ литературы, который раньше занимал огромное время. Второй – моделирование: для большинства наук это критично, и ИИ делает его точнее. Третий – анализ данных. Здесь технология тоже помогает».