Лауреаты конкурса РАО меняют российское образование
В пресс-центре «Россия сегодня» прошла конференция, где были объявлены лауреаты медали РАО «Молодым ученым за успехи в науке».

Российская академия образования поощряет молодых ученых сферы образования, психологии, педагогики со всей страны, кто вносит свой вклад в развитие этой отрасли. Конкурс поддерживается на федеральном уровне — включен в инициативу «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий в Российской Федерации.
Глава РАО Ольга Васильева отметила актуальность конкурса:
Мы видим все больше молодых людей, которые готовы работать над решением важных для страны и общества научных и педагогических проблем. В этом году среди кандидатов и коллективов сложилась действительно серьезная конкуренция. И что особенно для нас важно, конкурс собрал рекордное количество заявок от школьных учителей, что показывает востребованность исследовательской деятельности среди практикующих педагогов.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию Александр Мажуга заострил внимание на том, что Россия одна из немногих стран, которая может гордо говорить о возрасте ученых. Ведь в науку приходят еще с вузовской скамьи и определяют, связывают свою карьеру с исследованиями до 39 лет. За это время молодые ученые успевают совершить уникальные научные открытия. Александр Мажуга отметил, что будет делать все, чтобы привлечь как можно больше молодежи в науку.
При укреплении суверенитета упор в одном из приоритетных направлениях идет на социально-гуманитарную деятельность. По словам члена Комитета Совета Федерации Российской Федерации по науке, образованию и культуре Игоря Мурога, госполитика в области образования сегодня фокусируется на направлениях, которые способствуют развитию общества, экономики и национальной безопасности. Стране необходимы высококвалифицированные кадры для достижения технологического лидерства и модернизации экономики.
Ольга Петрова, заместитель министра науки и высшего образования РФ, подчеркнула:
Наши молодые ученые – это надежда на усиление суверенитета нашей страны, ее развитие. Внимание, которое уделяется начинающим исследователям в рамках подобных конкурсов подчеркивает их нужность и значимость.
Технологии не только в бигтехе. Так как среди ученых есть и педагоги, то они занимаются социальной инженерией. Например, заместитель Министра просвещения РФ Ольга Колударова сказала:
Мы достаточно часто говорим об улучшении качества образования, в том числе – общего образования, а это в первую очередь – поиск новых технологий, новых методов обучения и воспитания. Важную роль здесь играет исследовательская работа. Уверена, что миссия наших молодых ученых будет заключаться в развитии потенциала наших детей. Педагогика – тонкая наука, потому что мы работаем с душой каждого ребенка.
Лауреатами медали «Молодым ученым за успехи в науке» РАО в 2025 году стали:
в номинации «За научные достижения в сфере теории и методологии педагогики» – кандидат педагогических наук, доцент Института образования, аналитик отдела цифрового стратегического развития и партнерства Высшей школы экономики Евгения Анатольевна Опфер за исследование, направленное на разрешение противоречия между личными потребностями преподавателей вузов в развитии и внешними требованиями, которые к ним предъявляются;
в номинации «За научные достижения в сфере опытно-экспериментальных педагогических исследований, в том числе междисциплинарных исследований» – кандидат физико-математических наук, старший преподаватель физического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель образовательного центра «Лабораторная экспериментальная площадка для школьников» Илья Владимирович Блашков, которым создан комплект из 26 авторских учебных пособий, меняющих подход к изучению физики в школе, представляя ее как увлекательное исследование природы;
в номинации «За научные достижения в сфере теории и методологии психологии» – кандидат психологических наук, заведующий кафедрой киберпсихологии факультета социальных наук Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Валерия Алексеевна Демарева, разработавшая структурно-функциональную модель бдительности человека, объединяющую когнитивные, психофизиологические и поведенческие индикаторы;
в номинации «За научные достижения в сфере экспериментальных психологических исследований, в том числе междисциплинарных» определены два лауреата:
– научный коллектив: кандидат биологических наук, заведующий лабораторией зрительно-моторных координаций и виртуальных сред Федерального центра мозга и нейротехнологий ФМБА Российской Федерации, старший научный сотрудник Лечебно-реабилитационного научного центра «Русское поле» Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева Министерства здравоохранения Российской Федерации Марина Алексеевна Шурупова и медицинский психолог Лечебно-реабилитационного научного центра «Русское поле» Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева Министерства здравоохранения Российской Федерации Софья Анатольевна Миронец. Участницы выяснили, что школьники после лечения опухолей мозга вырабатывают адаптивные стратегии чтения, позволяющие сохранять понимание текста, но снижающие скорость и автоматизацию чтения;
– преподаватель кафедры общей и социальной психологии Института психологии, аспирант кафедры прикладной психологии и развития личности Херсонского государственного педагогического университета Татьяна Васильевна Левченко, изучившая взаимосвязь между семейным контекстом, этнонациональными установками, гражданской идентичностью и субъективным благополучием молодежи;
в номинации «За научные достижения в сфере практической психолого-педагогической деятельности, в том числе коррекционной педагогики» – преподаватель кафедры «Специальное (дефектологическое) образование» факультета «Клиническая и специальная психология» Московского государственного психолого-педагогического университета Анастасия Ивановна Богданова, чье исследование выявило низкий уровень сформированности вербально-логического мышления и операций анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями письма.
На церемонии также объявлен лауреат специального приза от информационного партнера конкурса Международной медиагруппы «Россия сегодня» «За популяризацию разработки в новых, традиционных и социальных медиа». Спецприз – возможность рассказать о своих разработках максимально широкой аудитории, используя медиаресурсы проекта «Социальный навигатор», – получила Валерия Алексеевна Демарева. Его вручила начальник управления проектов в области образования и социальной сфере Международной медиагруппы «Россия сегодня» Наталья Владимировна Тюрина.