Сегодня мы поговорим о пути современных женщин-ученых, международных научных проектах и о том, как сочетать работу в передовой физике с семейной жизнью.

Гость выпуска – Анастасия Бир, ученый-физик, лауреат стипендии Президента РФ для аспирантов (2025), обладатель двух дипломов за лучшие доклады на конференции «Волны», участник международных конференций (INTERMAG 2024, Бразилия), автор более 30 публикаций, 2 патентов и преподаватель кафедры электроники и волн Института физики СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Анастасия совмещает научную карьеру, преподавательскую деятельность и роль мамы.

  1. Расскажите, как вы пришли в физику и почему выбрали именно магнонику как сферу своих научных интересов? Что вас больше всего вдохновляет в изучении магнонных систем?

    Еще со школьной скамьи я поняла, что хочу связать свою жизнь с физикой. Меня  всегда интересовало, как устроен мир на фундаментальном уровне, а также возможность применять теоретические знания  для создания  реальных устройств. Училась в лицее с физико-математическим профилем и изначально хотела поступать на инженерную специальность, а именно «Проектирование и эксплуатация атомных станций» в СПбПУ. Уж очень я хотела развивать атомную промышленность нашей страны. Но в 11 классе мне посчастливилось принять участие в школе-конференции «Нелинейные дни  в Саратове для молодых», которую проводил факультет нелинейных процессов (ныне институт физики) СГУ имени Н.Г. Чернышевского.

    Там я познакомилась с Трубецковым Дмитрием Ивановичем (1938 – 2020 гг), членом-корреспондентом РАН, заведующим кафедрой электроники, колебаний и волн факультета нелинейных процессов, который вдохновил меня пойти учится к нему на кафедру. Мне с первых дней обучения в бакалавриате больше всего нравились именно физические дисциплины, и я все больше и больше времени посвящала их углубленному изучению. В частности, одним из моих любимых предметов был семинар по механике. В один прекрасный день я подошла к преподавателю по этому предмету и сказала, что хотела бы серьезно начать заниматься научной работой. Чтобы ввести меня в курс дела, он дал мне книгу А.В. Вашковского, В.С. Стальмахова и Ю.П. Шараевского (к слову, последний вел у нас лекции по курсу общей физике) «Магнитостатические волны в электронике СВЧ», и порекомендовал изучить первые главы.

    Именно с этой книги начался мой путь в магнонику.  Я поняла, что хочу заниматься изучением распространения спиновых волн в магнитных материалах и созданием устройств, работающих на принципах магноники. На 2 курсе я сама выбрала себе научного руководителя курсовой работы, который также занимался магноникой и который остается по сей день мои  бессменным наставником. Он дал мне тему моей первой научной работы. Сейчас я в этой области уже 9 лет и ни разу не пожалела, что выбрала именно ее.

    Магноника стала для меня идеальным полем на стыке фундаментальной науки и высоких технологий. Это потенциальная основа для энергоэффективной электроники следующего поколения (спинтроники), новых типов процессоров и даже элементов для квантовых вычислений. Осознание, что твоя работа — это маленький кирпичик в фундаменте будущих технологий, невероятно мотивирует.
  2. Вы являетесь лауреатом Президентской стипендии для аспирантов, Правительственной стипендии. Какой из своих успехов вы считаете самым важным рубежом в своей научной карьере и почему?

    Стипендия Правительства РФ – моя первая престижная награда, которую я получила еще будучи студенткой и  которая доказала мне, что я на правильном жизненном пути. Стипендия Президента РФ для аспирантов – мое последнее на данный момент крупное достижение, я получила ее буквально в этом году и сейчас считаю именно ее самой важной наградой в своей научной карьере. та стипендия говорит не только о моих заслугах и заслугах моего научного руководителя, но и о том, что область моих научных интересов – магноника – действительно важна для научно-технологического развития нашей страны.
  3. У вас большой послужной список из публикаций и патентов, а ваши работы выходили в престижных журналах. С какими сложностями вы сталкивались при подготовке и публикации статей, особенно на международном уровне? Есть ли какая-то из них, которой вы особенно гордитесь?

    Наибольшие трудности возникают при написании статей в зарубежные журналы, ведь для того, чтобы опубликовать свою работу в высокорейтинговом научном издании, одного блестящего исследования мало. Нужно еще владеть хорошим научно-техническим слогом и иметь высокий уровень знания английского языка. К тому же, чем выше уровень журнала (у нас это называется impact factor), тем выше вероятность большого количества замечаний и вопросов от рецензентов, которыми чаще всего выступают первоклассные специалисты мирового уровня.

    Для меня самой знаковой работой является статья «Experimental Observation of Ultrashort Hyperchaotic Dark Multisoliton Complexes in a Magnonic Active Ring Resonator», опубликованная в одном из престижных физических журналов Physical Review Letters (impact factor – 9, что является очень высоким показателем). Она полностью посвящена результатам исследований, которыми я активно занималась на 3 и 4 курсе бакалавриата и которые стали основой моей бакалаврской работы. Статья вышла в 2020 году, когда мне было всего 23 года.
  4. Вы регулярно участвуете в крупных российских и зарубежных научных конференциях, в том числе INTERMAG в Бразилии. Какие контакты и идеи вы привозите с таких встреч? Как участие в международных мероприятиях влияет на ваши научные и карьерные перспективы?

    Такие мероприятия дают в первую очередь возможность обмениваться опытом с коллегами из разных стран и разных научных групп. Мы  можем договориться об обмене образцами, получению доступа к уникальному оборудованию, написанию совместных грантов и статей. Для научной карьеры такой опыт бесценен: твое имя и face-to-face знакомство начинают работать на тебя. Ты перестаешь быть просто фамилией в списке авторов, становишься реальным человеком, с которым хотят иметь дело.
  5. Участвуя в проектах РНФ и РФФИ, вы работали в разных исследовательских коллективах. Какие качества вы считаете ключевыми для успешной работы в научной команде?

    Нацеленность на общий результат: Важно, чтобы личные амбиции не затмевали цель проекта. Успех статьи или проекта — это общий успех команды. Умение четко формулировать задачи, делиться как успехами, так и проблемами. Ну, и конечно же, взаимное уважение и доверие
  6. Вы преподаете на кафедре электроники, колебаний и волн. Какие подходы или методы вы считаете особенно эффективными для вовлечения студентов в науку и физику? Видите ли вы интерес к науке среди молодых людей сегодня?

    Самый эффективный метод — показать связь между абстрактной формулой и реальным миром. Я часто начинаю занятие с какого-то яркого примера: вот этот эффект лежит в основе работы вашего смартфона, а этот — используется в МРТ-аппарате в больнице.

    Что касается интереса — он есть, но он стал более избирательным. Студенты сегодня не верят на слово. Они хотят понимать «зачем мне это учить?». Задача преподавателя — поймать этот интерес и показать, что фундаментальная физика — это и есть основа всего того сложного и масштабного, что их окружает в мире.
  7. Были ли у вас моменты сомнений или сложности на профессиональном пути, и что помогло справиться с барьерами?

    Конечно. Самые большие сомнения посещают, когда эксперимент долго не  получается, или когда получаешь подряд несколько отрицательных рецензий на статьи. Возникает мысль: «А тем ли я занимаюсь?». В такие моменты помогают поддержка научного руководителя, коллег и близких, а также умение взять себя в руки.
  8. Ваш опыт впечатляет – вы успешно совмещаете интенсивную научную деятельность, преподавание и семью. Считаете ли вы, что женщинам в науке приходится преодолевать дополнительные трудности по сравнению с мужчинами?

    Безусловно. Да, в современной российской науке формальных барьеров (например, запретов на что-либо) нет. Но есть неформальные вызовы и стереотипы. Иногда приходится доказывать свою компетентность чуть громче и настойчивее, чтобы тебя воспринимали всерьез. Мне приходилось сталкиваться с сексизмом прямо после выступления с устным докладом, один мужчина-коллега обратился ко мне «барышня», что просто-напросто не прилично, и в такие моменты ты думаешь, отстаивать ли тебе свои границы или все же дать ответ на его вопрос. А совмещая семью и научную карьеру, женщине всегда приходится чем-то жертвовать, ведь справляться с огромным объемом работы, вести домашнее хозяйство и воспитывать детей — задача не из легких, которая требует от женщины кардинально планировать свой день, чтобы все успеть. Но знаете, я безумно горжусь женщинами в науке, у которых есть семьи! Для меня это сверхлюди. Они действительно могут горы свернуть.
  9. Что бы вы хотели изменить или улучшить в современной научной среде – как для молодых исследователей, так и для женщин в науке в частности?

    Больше льгот для молодых исследователей – например, ипотека под меньший процент, как, например, у программистов. Чтобы женщина могла развиваться в научной карьере и растить ребенка – сделать при научных институтах и ВУЗах ясли и детские сады, можно до 3-х лет, ну или хотя бы детские комнаты, где женщина могла бы не переживать за безопасность ребенка и спокойно поработать (даже если она в декрете). Ну, и конечно, увеличить долю финансирования, направленную на развитие науки, что позволило бы поднять ученым оклады и предотвратило бы так называемую «утечку мозгов».

    Я считаю, что женщин ученых-матерей нужно поддерживать финансово отдельно, так как они не только развивают науку в стране, но и поднимают демографию страны.
  10. Какие советы или слова поддержки вы могли бы дать девушкам, которые только начинают свой путь в физике или других естественных науках?

    Первое. Никогда не сомневайтесь в своем праве заниматься наукой. Ваш интеллект, любознательность и упорство не зависят от пола. Вы здесь по праву.

    Второе. Не бойтесь ошибок и неудач. Это неотъемлемая часть пути. Каждая неудача — это опыт, который также приближает вас к успеху.

    Третье. Помните, что вы можете быть кем угодно. Ученым, женой, мамой, спортсменкой — или всем сразу. Не позволяйте никому навязывать вам выбор «или-или». Вы можете всего добиться, просто, возможно, не всего и сразу.

    И главное — гореть своим делом. Если у вас есть эта искра внутри, ничто не сможет вас остановить. Дерзайте!