Гибридное обучение: в чем заключается формат и как избежать подводных камней при его внедрении

Университеты начали активно развивать формат гибридного обучения на исходе пандемии, когда часть студентов была готова вернуться в аудитории, а часть была вынуждена полагаться на дистанционное обучение. Впоследствии стало ясно, что формат обладает куда большим потенциалом.
Он позволяет расширить географию абитуриентов, давая им возможность получать образование в ведущих вузах страны, не покидая родного города. Таким образом удается удержать квалифицированную молодежь в регионах. Гибридное обучение также привлекательно для корпоративных программ или программ магистратуры, нацеленных на опытных специалистов: оно позволяет повысить квалификацию, не отходя от рабочего места.
У понятия «гибридное обучение» существует множество интерпретаций, но мы трактуем его следующим образом.
«Гибридное обучение — это формат синхронного обучения, при котором занятие проходит одновременно в аудитории и с применением дистанционных образовательных технологий. Ключевой принцип гибридного обучения — обеспечение равноценного образовательного опыта вне зависимости от формы участия студентов в занятии.
Организация гибридного обучения требует комплексного решения: с одной стороны — инфраструктурного, с другой — методического. Специальные гибридные аудитории позволяют преподавателям эффективно проводить занятия для студентов в двух средах, причем методику преподавания и планы занятий необходимо осознанно адаптировать под новый формат», — отмечает Роман Сорокин, директор по управлению проектами ВТБ Образование.
Технологическое решение опирается на задачи основных пользователей — преподавателей и студентов, и должно проектироваться исходя из типичных педагогических сценариев. Гибридные аудитории позволяют проводить занятие для двух категорий студентов одновременно: часть находится в аудитории университета вместе с преподавателями, остальные студенты подключаются онлайн средствами ВКС. Специальные гибридные аудитории функционируют в ведущих российских вузах, таких как Высшая школа менеджмента СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Томский государственный университет, Сибирский федеральный университет, Школа управления СКОЛКОВО.
Главная задача этих аудиторий — позволить онлайн-студентам полноценно участвовать в образовательном процессе, не теряя в качестве образовательного опыта.
Для решения задачи создания гибридных аудиторий эксперты ВШМ СПбГУ и Банка ВТБ использовали продуктовый подход. Аудитории проектировались и дорабатывались на основе обратной связи от конечных пользователей — преподавателей и студентов. Это позволило создать пространство, отвечающее запросам всех участников образовательного процесса.
Техническое решение:
- Качественное изображение. Камера с автотрекингом следит за перемещением преподавателя, а камера общего вида транслирует изображение аудитории, позволяя студентам, подключённым дистанционно, видеть всех участников занятия. Для отображения онлайн-студентов используется система экранов в передней и задней части аудитории. Таким образом студенты в классе могут видеть и общаться со своими сокурсниками на дистанте, а преподаватель — поддерживать с ними зрительный контакт.
- Работа с контентом. Преподаватели могут использовать интерактивные доски для создания заметок, загружать учебные материалы с компьютера за кафедрой или личного ноутбука, а также показывать изображения и схемы из учебников с помощью документ-камеры. Студенты в аудитории видят материалы на проекционных экранах, а онлайн-участники — на своих устройствах.
- Качественный звук. В аудиториях используются микрофонные массивы и аудиопроцессоры, которые обеспечивают четкую передачу звука без искажений. Эти системы позволяют преподавателю и студентам говорить без микрофонов, сохраняя при этом высокое качество звука как для присутствующих в аудитории, так и для онлайн-участников. Обеспечение чистого звука без помех — важнейшая задача разработчиков гибридных аудиторий. Низкое качество звука из аудитории критически снижает качество образовательного опыта онлайн-студентов.
- Интеграция с ВКС-системами и инструментами для совместной работы. Для гибридных занятий применяются платформы видеоконференцсвязи, а также различные сервисы для интерактивного взаимодействия, например, сервисы онлайн-опросов, онлайн-редакторы и виртуальные доски, что помогает преподавателю вовлечь в учебный процесс всех участников занятия.
- Простота управления. В гибридных аудиториях ВШМ СПбГУ реализована система, позволяющая преподавателю управлять всем оборудованием через сенсорную панель. Выбор одного из предустановленных сценариев (например, работа с интерактивной доской или презентации онлайн-студентов) автоматически активирует нужные устройства и формирует видеопотоки для экранов в аудитории и онлайн-участников.
И техническое, и методическое решение должны преследовать следующие цели:
- Создание «эффекта присутствия» для онлайн-студентов. Основная задача гибридного обучения — обеспечить бесшовный образовательный опыт для всех участников занятия, поэтому онлайн-студенты должны хорошо видеть и слышать как преподавателя, так и своих сокурсников в аудитории. Кроме того, они должны иметь возможность полноценно участвовать в учебном процессе: задавать вопросы, вступать в дискуссии, работать в малых группах и выступать с презентациями своих проектов.
- Удобство для преподавателя. Оборудование не должно создавать дополнительных преград для педагогической деятельности. Преподаватель должен иметь возможность свободно перемещаться по аудитории, взаимодействовать со всеми студентами и демонстрировать учебные материалы, используя различные форматы от электронных презентаций до работы с интерактивной доской.
- Простота управления. Гибридный формат обучения сам по себе создает дополнительную когнитивную нагрузку для преподавателя, поскольку ему необходимо держать в фокусе внимания две разных аудитории студентов, а также переключаться между физическим и цифровым учебным пространством. Поэтому технологические решения должны быть интуитивно понятными и легкими в управлении. Преподаватель не должен отвлекаться на технические моменты или часто прибегать к помощи ИТ-специалистов.
Гибридные аудитории стали заложниками своего успеха: часто, вдохновившись качеством инфраструктуры для гибридного обучения, руководители университетов инвестируют в их строительство, при этом работа по разработке гибридных программ и привлечению онлайн-студентов оказывается сложнее, чем они предполагали. Идея гибридного обучения более привлекательна, чем реальность, требующая активного взаимодействия руководства вуза, директоров отдельных программ, сотрудников учебных отделов и преподавателей. Онлайн-студенты не появляются из ниоткуда, их необходимо осознанно привлекать и сопровождать на протяжении всего обучения.
«Успех проекта невозможен без активного вовлечения руководства образовательной организации на этапе целеполагания и планирования. Стратегия внедрения гибридного обучения должна охватывать не только строительство гибридной аудитории и обучение преподавателей, но и путь студентов с момента набора на первую программу в гибридном формате до выпуска, а также подготовку локальных нормативных актов, регламентирующих организацию учебного процесса в гибриде.
Особенно важно, чтобы участники процесса имели четкое представление о перспективах проекта и своей роли в нем. К примеру, преподаватели, которые не осведомлены о намерениях университета привлекать онлайн-студентов, не мотивированы осваивать новый формат. С другой стороны, если активно привлекать технических специалистов в проект, они знакомятся с работой преподавателей и могут предлагать неожиданные технические решения для методических задач», — считает Дарья Викулова, руководитель направления «Гибридное обучение» в ВШМ СПбГУ.
Центр преподавательского мастерства ВШМ СПбГУ и эксперты ВТБ Образования разработали методику по внедрению цифровых образовательных решений для гибридного обучения. Сотрудники Центра сопровождают университеты на всех этапах внедрения гибридного обучения: от проведения стратегических сессий на этапе планирования до обучения преподавателей и сотрудников техподдержки.
Методическое решение для гибридного обучения — не столь очевидное, как технологическое, но не менее значимое. Задача преподавателя — спроектировать отдельные занятия и целую дисциплину так, чтобы офлайн и онлайн-студенты получили схожие образовательные результаты и находились в равных условиях. Особенно наглядно это проявляется в организации контрольных работ и экзаменов: неправильно требовать от студентов в аудитории выполнять контрольную работу ручкой на бумаге, а от онлайн-студентов — в цифровых сервисах. Однако методическая работа не ограничивается контрольными точками. Как организовать работу в группах? Как провести лабораторную работу? Как не забыть про онлайн-студентов, увлекшись работой с очной аудиторией? Достижение равных условий для всех студентов — нетривиальная, но важнейшая задача преподавателей при проведении занятий в гибридном формате. К сожалению, часто они оказываются к ней не готовы.
При этом гибридный формат обучения создает дополнительную когнитивную нагрузку для преподавателя и студентов — каким бы простым в управлении ни было оборудование, за одно гибридное занятие можно освоить не более 80% материала по сравнению с исключительно офлайн- или онлайн-средой.
Чтобы поддерживать контакт и удерживать внимание смешанной аудитории, преподавателю важно тщательно проектировать занятие. Для успешного проведения занятия в гибридном формате ему требуется подготовить сценарий, продумать использование цифровых инструментов и убедиться, что он уверенно владеет доступным ему оборудованием:
- Сценарий: преподаватель должен заранее спланировать не только активности во время занятия, но и продумать опыт всех студентов — например, как студенты перейдут по ссылкам на материалы и как будут участвовать в обсуждении.
- При выборе цифровых инструментов, применяемых на занятии, нужно убедиться, что они доступны для всех студентов. При совместной работе на цифровых интерактивных досках стоит заранее попросить офлайн-студентов взять на занятие личные ноутбуки (хотя бы один на несколько человек). Если запланировано использование цифровых опросов, стоит заранее проверить ссылки. Если доступ предоставлен некорректно, преподаватель будет тратить драгоценное время и концентрацию на исправление заминки, которой можно было избежать.
- Преподавателю важно уметь пользоваться минимальным набором функций гибридной аудитории — самостоятельно включать/отключать микрофоны участников, делиться экраном, работать с чатом ВКС. Даже если на каждом занятии присутствует специалист техподдержки, навыки работы в аудитории помогут преподавателю спланировать и провести занятие более эффективно.
Важно системно подходить к обучению преподавателей. В Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) запустили внутреннее обучение в формате онлайн-курса, а ВШМ СПбГУ реализует обучение контактно. Оно проходит в три этапа: знакомство с оборудованием аудитории и методическими основами работы в гибриде на стажировке, самостоятельная работа под руководством методиста и финальное представление демо-занятий в гибридном формате в рамках методического практикума.
Неочевидные преимущества гибридного обучения
Внедрение гибридного обучения косвенно решает важную задачу повышения качества преподавания. Когда преподаватель осознанно подходит к проектированию каждого элемента занятия в гибридном формате, он осваивает новые методики преподавания и более внимательно относится не только к содержанию своего курса, но и к опыту студентов. От этого выигрывают не только студенты гибридных занятий, но и слушатели традиционных очных программ.
Другим скрытым преимуществом гибридных аудиторий является возможность сохранения цифрового следа — записей занятий, результатов групповой работы, учебных материалов, созданных на занятии. Это не просто полезные данные для повторного использования, но и ценный источник аналитики учебного процесса. Например, с помощью них можно анализировать активность студентов на занятиях, их взаимодействие с учебными материалами и реакцию на разные элементы курса.
Такие проекты уже разрабатываются в российских университетах. К примеру, сервис «Цифровое зеркало», созданный в Московском городском педагогическом университете (МГПУ), применяет искусственный интеллект для анализа видеотрансляций модельных занятий, которые проводят студенты вуза. Сервис оценивает вовлеченность учащихся в учебный процесс и эмоциональный фон занятия.
В Высшей школе менеджмента СПбГУ для анализа цифрового следа используется разработка ВТБ Образования — платформа «Цифровой профиль студента». Этот инструмент может выгружать данные из LMS, ВКС-систем, сервисов для проведения опросов и других цифровых решений, которые применяются в гибридной аудитории. Затем он их обрабатывает и представляет в виде дашбордов для наглядной оценки успеваемости студентов, уровня их вовлеченности, посещаемости занятий и других показателей.
Таким образом, гибридная аудитория не только повышает доступность и гибкость обучения, но и закладывает фундамент для сбора и анализа образовательных данных. Однако для полноценного использования этих данных необходим высокий уровень технологической зрелости цифровой образовательной среды вуза.
Заключение
Гибридное обучение открывает перед университетами новые возможности, но его успешное внедрение требует внимания к каждой детали. Продуманная стратегия, адаптация методик проведения занятий, правильное техническое оснащение и использование цифрового следа — все это ключевые элементы эффективной перехода на гибридный формат. Проект ВШМ СПбГУ и ВТБ Образования показывает, что гибридное обучение может стать мощным инструментом для повышения качества образования, если подойти к его внедрению с учетом всех вызовов и потребностей участников.
Этот уникальный подход был успешно тиражирован и в других вузах, таких как Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) и МГИМО. В ДВФУ гибридная аудитория была создана по методике ВШМ СПбГУ с финансовой и методической поддержкой Банка ВТБ. Этот проект перенял все ключевые принципы оригинальной модели. В МГИМО также были открыты две гибридные аудитории. В обоих вузах успешно применяются принципы гибридного обучения, разработанные ВТБ Образованием и ВШМ СПбГУ.