В Санкт-Петербурге в дни памяти полного освобождения города от блокады Ленинграда были подведены итоги конкурса проектов по сохранению исторической памяти. 

Это событие собрало победителей из разных регионов, объединив лучших представителей музейной сферы, патриотических движений, научного и творческого сообщества. Диалог об итогах и перспективах они вели вместе с руководителем Национального центра исторической памяти при Президенте РФ Еленой Малышевой.

Елена Малышева подчеркнула, что нынешние победные и скорбные январские дни олицетворяют не только общий национальный, но и глубоко личный смысл исторической памяти для многих участников конкурса. Она отметила:

«Дата полного освобождения блокады Ленинграда – это дата, очень важная для нас. Она важна для многих наших сотрудников. Для меня лично – потому что мой дед всю Ленинградскую битву был на Ленинградском фронте. Именно такой сплав личного и национального формирует наследие – особенность русского историко-культурного кода».

Елена Малышева обращает внимание, что современная государственная политика по исторической памяти выстроена системно: усилиями общества, экспертного сообщества, законодателей и власти была создана целостная структура, в центре которой сегодня находится Национальный центр исторической памяти. Сегодня историческая память – это не просто академический пласт знаний или образование, а система межведомственного характера, объединяющая профессионалов и молодых людей, разные социальные и возрастные группы.

Победители конкурса показали многообразие современных форм работы с историей. Надежда Каширцева, победитель номинации «Музеи – сокровищницы народной памяти» из Санкт-Петербурга, рассказала о том, как, оставаясь библиотекой, музей истории книги блокадного Ленинграда сумел раскрыть иной аспект блокады – повседневную силу чтения и роль библиотек в духовной поддержке города:

«Мы хотим показать, насколько важную роль играли такие, казалось бы, не очень заметные учреждения, как библиотеки, которые работали и не закрывались в годы блокады. Книга была хлебом для людей – практически в прямом смысле. Мы собираем архивные свидетельства, дневники, воспоминания, чтобы передать этот опыт новым поколениям».

Другой победитель, Даниэль Марценюк из Петрозаводска, акцентировал внимание на общественном запросе к восстановлению и возвращению забытых исторических героических событий. Его проект «Ругозерский острог: возвращение легенды»:

«Наш долг – вернуть в память народа это событие, восстановить историческую справедливость, определить место на карте страны и превратить его в доказанный факт. Это вклад не только в прошлое, но и в будущее нашего общества».

В Волгограде Александр Тяпков реализует комплексный проект, в основе которого лежит не только поиск останков и мемориализация погибших, но и внедрение современных технологий в работу по исторической памяти. Он объясняет:

«Наша база – научно-профессиональный подход. Мы используем цифровые методы, 3D-моделирование для воссоздания облика бойцов и мирных жителей. Регулярно обновляем картотеку на портале «Война в Лицах». Такой подход способствует не только сохранению памяти, но и формирует особые навыки и мировоззрение молодых курсантов».

Елизавета Аблова привезла в конкурс проект из Кузбасса – региона, который традиционно ассоциируется с промышленностью и трудовым тылом. Ее просветительская экскурсия посвящена генерал-губернатору Михаилу Сперанскому, человекe, объединившему в своих трудах и реформах как историю Запада России, так и Сибири:

«Мы стараемся рассказать не только о Сперанском как личности общефедерального масштаба, но и оживить историю нашего региона. Важно делать это интересно – через интерактивные экскурсии, архивные находки, реконструкцию городской среды XIX века. Молодежи нужны не сухие даты, а живой опыт больших исторических смыслов».

Особое внимание жюри вызвали современные игровые форматы – победить в номинации «Игровые форматы сохранения исторической памяти» удалось Максиму Сафонову из Красноярска. Его проект – настольные игры и исторические реконструкции, рассказывающие о героизме тыловых работников и врачей, о судьбах малоизвестных героев, участвовавших в обеспечении Победы.

Максим Сафонов говорит:

«История – это и документ, и личные судьбы, и эмоции. Благодаря настольным играм и реконструкциям молодые люди погружаются в атмосферу времени, сами становятся участниками исторических событий, примеряют на себя роли прокуроров или судей Нюрнбергского процесса и учатся работать с архивными свидетельствами».

Общественный запрос на сохранение исторической памяти меняет свои формы, вовлекает молодежь, развивает новые форматы работы с прошлым – от цифровых баз и архивов до интерактива и настольных игр. Многослойность и глубина подходов, показанных на конкурсе, лишь подтверждают: интеграция личного и национального, образовательного и научного, творческого и регионального – сегодня основа для формирования единого нашего историко-культурного пространства.